Нейропсихологическая и патопсихологическая диагностика и коррекция в МЦ «CORTEX»

КОНСУЛЬТАЦИИ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ.

Автор Мальцева Алина Александровна, клинический психолог медицинского центра «CORTEX»

Проблема лечения и коррекции детей с задержкой психического и речевого развития как основного заболевания (ЗПРР) или синдрома другой патологии, в частности, ДЦП - на сегодняшний день чрезвычайно актуальна.
Участие клинического психолога в лечебном процессе обусловлено актуальными вопросами широкого круга дизонтогенетических проблем в современной детской популяции. Нейропсихологический анализ нарушений развития, активно развиваемый в нашей стране с начала 1980-х годов, сразу зарекомендовал себя как наиболее надежный и продуктивный. Это закономерно, поскольку в его основе лежит мощная научно-практическая база, разработанная в нейропсихологии детского возраста, теории психологической реабилитации и коррекции. Обоснованность и эффективность патопсихологических и нейропсихологических методов признаются сегодня всеми специалистами, работающими над проблемой сопровождения процессов развития. В сложившейся ситуации оптимальным является системный подход к психологической коррекции и реабилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.

В медицинском центре "CORTEX" клинический психолог, специализирующийся по нейропсихологии, проводит комплекс патодиагностических и психокоррекционных мероприятий у пациентов, поступающих на лечение. Это могут быть пациенты с различными нарушениями речи, поведенческими проблемами, задержками психического развития в рамках ЗПРР или ДЦП. Психологическая помощь включает в себя: индивидуальные консультации, патопсихологические пробы (исследование внимания, памяти, мышления, особенностей эмоционально-личностной сферы) и нейропсихологические пробы (исследование латеральных предпочтений, моторной и сенсорной асимметрии, общей осведомленности, познавательных, речевых, мнестических, интеллектуальных функций). Составляется экспериментально-психологическое заключение, которое выдается родителям. После проведения психодиагностических мероприятий подбирается индивидуально-психологическая программа коррекции нарушений в той или иной сфере для конкретного ребенка и дальнейшие рекомендации.

Структура оказания психологической помощи:

1. Индивидуальная консультация - знакомство с родителями и ребенком, выслушивание жалоб. Помощь семье в кризисных ситуациях. Установление доверительного контакта. Первичная психодиагностика на основе общения и поведения ребенка. Клинико-психологические методы: сбор психологического анамнеза жизни и заболевания, наблюдение.
2. Патопсихологическая и нейропсихологическая диагностика - исследование психических функций, составление экспериментально-психологического заключения.
3. Подбор индивидуально-психологической программы для конкретного ребенка на основе современных психологических школ и направлений.
4. Психологическая реабилитация (арт-терапия, сказкотерапия, песочная и музыкальная терапия).
5. Прогностический этап: обобщение достигнутых в ходе работы результатов и обсуждение совместно с родителями дальнейших планов взаимодействия с ребенком. Объективная, прогностическая оценка психолога возможных потенциальных возможностей личности ребенка и динамики развития эмоциональных, интеллектуальных, мнестических способностей.

Работа по психологической программе ведется по нескольким направлениям:

Телесное направление, включающее дыхательные, релаксационные (расслабляющие) упражнения. Применение техник и методов телесно-ориентированной и когнитивно-поведенческой терапии, сказкотерапии, музыкальной терапии, занятия живописью, лепка из глины или пластилина. Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля, снятие психического напряжения и усталости. Проводится психосоматический массаж, апробированный А.А. Уманской, который повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует улучшению обменных процессов, лимфо- и кровообращения. а также осуществляется обучение родителей точечному массажу.

Сенсорное направление - методики рассчитанные на оптимизацию развития зрительного, слухового, тактильного восприятия. Многочисленные исследования психологов показали, что у детей с нарушениями в развитии наблюдается нарушение константности и предметности восприятия, замедленный темп узнавания предметов, трудности обобщения сенсорных сигналов. Все это определяет основные задачи психологической коррекции сенсорных процессов: обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций, развитие константности и предметности восприятия. Развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой деятельности. Методика "Пиктограммы". Формирование объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях.

Двигательное направление, целью которого является формирование мелкой, крупной моторики (нормализация мышечного тонуса) с помощью специальных психологических упражнений, расширение репертуара двигательных навыков и пространственных представлений. Предметная, практическая деятельность, манипуляции с предметами, объемными и плоскостными фигурами, предметами и игрушками, определение величины и цвета, что способствует поисковым способам ориентировки при выполнении задания. Использование досок Сегена, кубиков Кооса (от простого к сложному, обучение ребенка зрительному сопоставлению формы без предметно-практической ориентировки), карточек Люшера. Формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности. Ребенку необходимо показывать такие действия, при которых он мог бы понять, что от умения определять форму зависит результат его деятельности. Поэтому все игровые упражнения ребенка должны быть основаны на практических действиях.

Эмоционально-личностное направление, целью которого является активизация ресурсов личности, творческих и эмоциональных способностей, ценностей. Адаптация ребенка к имеющемуся дефекту, обучение родителей адекватному способу общения с ребенком, формирование благоприятного климата в семье, сопереживание успеху. Стимулирование активности, мотивации и познавательных процессов, эмоциональных переживаний. Отношение к ребенку, как к ценностной, творческой личности, опора на его собственные ресурсы и возможности.

Психологическая помощь (диагностика, коррекция, реабилитация) нарушений развития как варианта индивидуальных онтогенетических различий — всегда длительный процесс, поскольку именно для детского возраста специфична стремительная динамика межфакторных и межфункциональных перестроек. Правильно подобранные методы психологической помощи оказывают положительную динамику интеллектуального, речевого и личностного развития детей. Психологическая реабилитация направлена на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции в зависимости от возможностей ребенка, поэтому своевременная психологическая помощь является важным звеном системы реабилитации.