Новые комплексы лечения аутизма, задержек психического и речевого развития у детей в медицинском центре «СORTEX»

Автор: Лукша Лариса Васильевна, к.м.н., Главный врач МЦ CORTEX, врач — невролог высшей категории

Проблема лечения и коррекции детей с задержкой психического и речевого развития (ЗПРР) на сегодняшний день чрезвычайно актуальна и относится к одной из самых частых причин обращений к педиатру и детскому неврологу, ведь по разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи. Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20 % имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР, так как с каждым годом то вероятность излечения уменьшается. Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени и применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление. Чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Когда ребенок должен начать говорить?

В 1 год ребенок должен произносить до 10 облегченных слов и знать названия нескольких предметов.

В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов.

В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?».

В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу.

В 4 года говорить грамматически правильно построенными фразами, употребляя все части речи, уметь обобщать предметы в группы.

В 5 лет говорить практически как взрослый (словарный запас до 3000 слов), правильно произносить все буквы, пересказывать текст, сравнивать и оценивать действия героев.

Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?

Все индивидуальные особенности укладываются не более чем в 2-4 месяца. Если ребенок в 2,5 года не говорит фразами — это замедление темпов речевого развития.

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка. Признаки задержки психоречевого развития:

4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;

2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;

3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.

Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.

Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).

Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.

Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.

Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.

Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития: врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней, эпилепсия и другие психические заболевания, ишемия головного мозга, гидроцефалия и повышенное внутричерепное давление, ДЦП, патологии сосудов головного мозга и ряд других причин.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

В результате сбоев в работе ЦНС может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

— Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.

— Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).

— Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.

— Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.

— Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

— Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов.

В МЦ «Cortex» всем пациентам, поступающим на лечение, проводится комплексное нейрофизиологическое обследование : компьютерная ЭЭГ, регистрация вызванных потенциалов — слуховые, зрительные, соматосенсорные, когнитивные, высокоточное вирусологическое и иммунологическое исследование крови, серологическая и иммунохимическая диагностика на TORCH — синдром (нейроинфекции) с количественной оценкой клеточного и гуморального иммунитета, скрининговое исследование крови для исключения аутоиммунного демиелинизирующего процесса с процентным определением степени деструкции белого вещества головного и спинного мозга, а также количественная оценка степени повреждения нервной ткани в результате гипоксии. Все вышеперечисленные методики позволяют прогнозировать дальнейшее течение заболевания и сформировать наиболее оптимальный лечебный комплекс для каждого пациента.

Существует немалое разнообразие подходов к лечению ЗПРР, как традиционных, так и альтернативных.

  1. Занятия с дефектологом и логопедом: Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов. Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания. Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

  2. Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог, который с помощью различных диагностических методов выявляет патологию ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий.

  3. Рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие на биологически активные точки, нейрорефлекторные зоны, зоны проецирования на скальп коры головного мозга. Такие воздейсивия позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена.

  4. Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.

  5. Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения, остеопатия (мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка).

Несомненно, что все практически существующие методики вносят определённый вклад в лечение ЗПРР, но нужно иметь в виду, что все они являются не радикальными, а симптоматическими и могут оказать положительное воздействие только в комплексе с основным патогенетическим лечением, которое используется в МЦ CORTEX.

Специалистами МЦ CORTEX разработан новый высокоэффективный комплекс лечения детей, страдающих ЗПРР, синдромом гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ), минимиальной мозговой дисфункцией.

Основой лечения в МЦ CORTEX является уникальный метод патогенетической терапии двигательных и психо-речевых расстройств — биофизическая активация нейромоторных структур, основу которого составляет щадящая стимуляция пирамидного двигательного пути микротоками с использованием нейрофизиологического прибора, разработанный на основе аутонейритотерапии — авторской методики, разработанной врачом-нейрореабилитологом, кандидатом медицинских наук нейрофизиологом высшей категории Мельниковой Е.А. в 2008 году. В 2014 году лечебный метод был усовершенствован и дополнен специалистами МЦ CORTEX. Осуществляется воздействие на головной мозг через проекционные зоны речи, праксиса (последовательность действий), гнозиса (память) и на рече-двигательный аппарат (мышцы лица, языка, глотки), что способствует их активации, стимулирует развитие стойких связей между нервными клетками и улучшает работу первой и второй сигнальных систем мозга, которые осуществляют восприятие и обработку всех сигналов из внешнего мира, и формируют ответные осмысленные действия ребёнка, его речь, способствует его социализации. Метод лечения базируется как на активации самих речевых центров (зоны Брока, Вернике, угловой извилины и др.), так и на восстановлении нарушенных связей между центрами и полушариями головного мозга. Помимо этого, восстанавливаются разрозненные связи речевых центров с другими областями мозга, участвующими в реализации речевой функции.
В процессе лечения формируется физиологичное, последовательное взаимодействие всех зон мозга, связанных с речепродукцией. В результате появляется Речь.

В качестве основного лечебного комплекса при наличии противопоказаний к биофизической активации используется микрополяризация (Direct Current Stimulation) — высокоэффективный лечебный метод, позволяющий направленно изменять функциональное состояние различных звеньев ЦНС под действием малого постоянного тока. ТКМП (транскраниальная микрополяризация) и ТВМП (трансвертебральная микрополяризация) сочетает в себе простоту и неинвазивность с достаточно высокой степенью избирательности воздействия, позволяет улучшить или восстановить двигательные, психические, речевые функции, купировать гиперкинезы, судорожные приступы. Направленность влияния достигается за счет использования малых площадей электродов, расположенных на соответствующих корковых (фронтальной, моторной, височной и др.) или сегментарных (поясничный, грудной, шейный и др.) проекциях головного и спинного мозга. Методика безболезненна, практически не имеет противопоказаний и помогает восстановить двигательные, психические, речевые функции, купировать судорожные приступы, улучшить поведение ребенка, способность его к восприятию новой информации и обучению.

При церебрально—органической недостаточности в первую очередь страдает энергетическая система головного мозга, что вносит в психическое состояние пациента различные астенические состояния: проявляющиеся в виде повышенной нервно—психической истощаемости. С нейропртективной целью для регулирования интегративной деятельности мозга в центре применяется лимфомежклеточная терапия, позволяющая применять малые дозы церебропротекторов, которые вводятся эндолимфатически и попадают в ткани головного мозга, минуя гематоэнцефалический барьер. Для наиболее эффективного и практически безболезненного введения препаратов с нейротрофическим и антиокисдантным действием в центре используется методика эндоназального электрофореза кортексина, что также позволяет вводить лекарственные препараты непосредственно в ткани головного мозга. Введение нейропротектора кортексина методом эндоназального электрофореза впервые предложено как авторская лечебная методика врачом-нейрореабилитологом, кандидатом медицинских наук, нейрофизиологом высшей категории Мельниковой Е.А.

Исследования последних десятилетий выявили, что у большинства детей с речевыми и поведенческими проблемами (задержка речевого развития, алалия, нарушения развития аутистического спектра, СДВГ) в различной степени нарушены функции мозжечка и базальных ганглиев. Многие современные ученые считают, что именно функционирование мозжечка определяет успешность ребенка в обучении. Также доказано, что развитие вестибулярного, мышечно-суставного и тактильного чувств — фундамент для освоения мозгом более сложных функций. А одной из самых сложных функций является речь.

Уже несколько лет в лечебном процессе в МЦ CORTEX применяется уникальная разработка Центра авиакосмической медицины — подошвенный имитатор опорной нагрузки «Корвит», применяемый для нейрофизиологической регуляции стато-кинетической функции ЦНС.

Прибор стал важным средством реабилитации детей в МЦ CORTEX и уникален тем, что позволяет имитировать показатели физического воздействия на стопу при ходьбе — величину давления, временные характеристики (длительность импульса, интервалы между воздействиями на пяточную и плюсневую опорную зоны и интервалы между воздействиями на правую и левую ноги). Основными показаниями к применению имитатора опорной нагрузки стали:

— реабилитации моторных нарушений, связанных со снижением или длительным отсутствием опорных нагрузок;

— моделирование сенсорного образа ходьбы в режиме физиологической, закреплённой в эволюции циклограммы ходьбы;

— потенцирование рефлекторных механизмов шага;

— применения в комплексном лечении неврологии и реабилитации

В основе терапевтического воздействия аппарата «Корвит» лежит процесс активации опорной афферентации, отвечающей за нормализацию процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, что приводит к уменьшению спастичности мышц, развитию и закреплению функциональных связей в головном мозге, способствующих восстановлению координации движений,

Именно поэтому «КОРВИТ» с его принципом пневмомеханического давления на соответствующие опорные зоны стопы с помощью специальных пневмокамер, необходим для детей с задержками в психическом и речевом развитии при отсутствии двигательных нарушений. Аппарат обеспечивает возникновение импульса и поступление его к коре мозжечка, позволяя формировать навыки речи и восприятия окружающего мира.

Обязательным звеном в лечебном комплексе у детей с наличием речевых расстройств является логопедическая коррекция, которая включает диагностику степени нарушений, ежедневные занятия, направленные на улучшение речевой функции и логопедический массаж для коррекции различных видов дизартрии и дисфагии.

При раннем обнаружении проблемы ЗПРР (когда ребёнок развивается быстрее всего) велика вероятность благоприятного исхода. Но за лечение необходимо браться незамедлительно, как только обратите внимание, что поведение и восприятие ребёнка отличается от его сверстников! Не стоит думать «пройдёт», «догонит», «перерастёт», ведь здесь на счету каждая неделя. При этом обязательно обращение к специалистам, занимающимся лечением данной патологии.

Коллективом специалистов медицинского центра «CORTEX» постоянно обновляются знания по вопросам реабилитации маленьких пациентов, страдающих ЗПРР, ведется поиск и разработка новых эффективных и безопасных методик и комплексов лечения, которые помогут ребятам решить проблемы развития речи, общения со сверстниками, обучения и дальнейшего познания мира во всем его многообразии!