Специализация / Неврология - афазиология

Термин "афазиология" происходит от греческого "а" - отрицание, "phasis" - речь, наука, изучающая этиологию, патологию, клинические проявления, дифференциальную диагностику, методы лечения и профилактику расстройств речи, состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли вследствие поражения определенных зон коры головного мозга).

Неврология - афазиология одно из направлений общей неврологии, занимающееся диагностикой и лечением нарушений речевой функции, проявляющихся в виде афазий, дизартрий, являющейся наиболее частым следствием инсульта, черепно-мозговой травмы и нейрохирургического вмешательства на головном мозге, а так же алалии, мутизма и общего недоразвития речи, что часто встречается у детей.

Под афазией понимают центральное нарушение уже сформировавшейся речи, т.е. расстройство речи, при котором частично или полностью утрачивается способность словесного выражения мыслей и восприятия чужой речи при сохранности артикуляции и слуха, достаточной для восприятия элементарных речевых звуков. Клинические картины афазии неоднородны. Различия между ними обусловлены, прежде всего, локализацией очага поражения, его размерами, степенью тяжести и этапом заболевания. В настоящее время наиболее распространенной является классификация А.Р. Лурия. В ее основе речь представлена как сложная функциональная система, связанная с целым рядом мозговых зон, расположенных в разных областях коры больших полушарий и нервных центров.

Исходя из основных видов речи, выделяется 2 вида афазий: сенсорная (рецептивная, импрессивная) - непонимание речи окружающих - и моторная (экспрессивная) - нарушение высказывания активной устной речи.

Неврологическое исследование функции речи позволяет выявить различные варианты этих основных видов афазий в зависимости от преимущественной локализации очага поражения мозговых участков функциональной системы речи. Такими вариантами речи являются: моторная афазия Брока, сенсорная афазия Вернике, амнестическая и семантическая афазии. Наконец, встречается нередко тотальная афазия, при которой утрачивается рецептивная и экспрессивная во всех ее проявлениях.

При проведении лингвистического и патопсихологического анализа речевой функции выделяются варианты афазий с распадом фонематических и морфологических обобщений, с нарушением лексико-фразеологических обобщений и с нарушением синтаксических обобщений. Эти тонкие нарушения речевой функции можно выявлять у пациентов с различными вариантами частичных расстройств речи.

Мутизм - отсутствие речевого общения у больного при сохранении речевого аппарата. Это обычно проявление реактивного невроза, истерии или психического заболевания (шизофрения).

Алалия - системное недоразвитие речи, возникающее в результате поражения корковых речевых зон в возрасте до 3х лет.

Для неврологической диагностики важное значение имеет умение оценить ещё и такой вид нарушения речи, как дизартрия. Этим термином обозначается расстройство артикуляции, которое может быть обусловлено центральным (двусторонним) или периферическим параличём мышц речедвигательного аппарата, поражением мозжечка, стриопаллидарной системы.

Фонетически неправильное произнесение отдельных звуков вследствие функциональных расстройств обозначается как дислалия.

Нарушения речи возникают при следующих заболеваниях:
        • - Сосудистые заболевания головного мозга (инсульты, дисциркуляторные, гипоксически - ишемические, дисметаболические энцефалопатии, деменции, сосудистые мальформации и др.);
        • - демиелинизирующие и воспалительные заболевания г.м. (рассеянный склероз, энцефалиты, менингиты, энцефаломиелополинейропатии и т.д.);
        • - психические заболевания и психоорганический синдром различной этиологии;
        • - ранние и поздние органические заболевания головного мозга;
        • - опухоли головного мозга;
        • - последствия нейрохирургических вмешательств;
        • - черепно-мозговые травмы и их последствия.


Применяемые в центре методы лечения для восстановления нарушений речи:

      • - Медикаментозное: лекарственные препараты могут вводиться парентерально (внутривенно капельно, внутривенно струйно, внутримышечно). В нашем центре разработана авторская методика лечения нарушений речи лекарственными препаратами, минуя гематоэнцефалический барьер. В результате в мозговой кровоток попадает 98% лекарственного вещества и создается его депо, которое расходуется по мере потребления нервными клетками. Продолжительность курса восстановительного лечения составляет обычно 10-15 дней. Частота курса 2-3 раза в год.
      • - Патопсихологическое.
      • - Бинауральная стимуляция головного мозга.