Специализация / Неврология детская

Неврология (от греческого neuron - нерв, logos - наука) - наука о структуре и функции нервной системы, изучающая закономерности развития нервной системы, методы её исследования, а также неврологические заболевания у детей. Детская неврология - сравнительно молодая дисциплина, но она занимает важное место в системе клинических дисциплин.

Детская неврология зародилась на стыке невропатологии и педиатрии, основываясь на достижениях нейрофизиологии, нейроморфологии, психологии и других наук. Изучение нервной системы у ребёнка основывается на данных возрастной эволюции структур головного мозга. Усложнение форм нервной деятельности идёт постепенно, однако каждый возрастной период развития нервной системы является качественно новым этапом становления нервно-психической деятельности. На основе эволюционно закреплённых форм реагирования развиваются усложнённые формы адаптационной деятельности, соответствующие условиям социального окружения ребёнка.

В каждом возрастном периоде имеются критерии, определяющие границы между нормой и патологией. Многие адекватные раннему периоду развития нервной системы безусловные рефлексы постепенно угасают в связи с развитием высших отделов центральной нервной системы, уступая место более тонким, дифференцированным реакциям. Задержка обратного развития рефлексов раннего детского возраста свидетельствует о патологии нервной системы, равно как и "возврат" их.

Задачами детской неврологии являются изучение онтогенеза нервной системы ребёнка, соответствия развития нервно-психических функций возрасту и выявление причин задержек или искажения развития. Особое значение имеет изучение этиологии, патогенеза и клиники заболеваний нервной системы у детей различных возрастных групп, методов профилактики и лечения заболеваний нервной системы, дифференцированных в зависимости от возраста ребёнка. В задачи детской неврологии входит также изучение изменений нервной системы при различных патологических состояниях, роли нервной системы в патогенезе многообразных заболеваний детского возраста.


Заболевания нервной системы у детей, обращающихся в наш центр:

    • Перинатальные поражения нервной системы: обьединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов в антенатальном периоде, во время родов и в первые дни после рождения:
    • Последствия перенесенных инфекционных заболеваний нервной системы занимают первое место по частоте в клинике детской неврологии. В инфекционный процесс могут вовлекаться все отделы центральной, периферической и вегетативной нервной системы, оболочки и сосуды мозга.

В зависимости от преимущественного поражения головного или спинного мозга различают энцефалиты и миелиты, которые в свою очередь подразделяются на полиэнцефалит, полиомиелит (при поражениях серого вещества) и лейкоэнцефалит, лейкомиелит (при поражениях белого вещества). Уровень преимущественного поражения периферической нервной системы определяет разделение заболеваний на радикулиты, ганглиониты, фуникулиты, плекситы, невриты. Поражение вегетативной нервной системы может проявляться в виде ганглионита, трунцита, плексита, неврита. Особую группу нейроинфекций составляют менингиты - нейроинфекционные заболевания с преимущественным поражением оболочек головного и спинного мозга. В зависимости от поражения твердой или мягкой мозговых оболочек различают пахи- и лептоменингиты. Лептоменингиты могут быть тотальными (большинство серозных и гнойных менингитов) или с преимущественным поражением паутинной оболочки (арахноидиты).

    • Травмы головного и спинного мозга.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) составляет 30-45% всех случаев травматических повреждений в детском возрасте. ЧМТ делятся на закрытые и открытые. К закрытой ЧМТ относятся сотрясение мозга, ушиб мозга, сдавление мозга.
Наиболее частым последствием ЧМТ является развитие астенического синдрома, проявляющегося повышенной утомляемостью, раздражительностью, недостаточной уверенностью в себе, склонностью к замкнутости. У многих больных после травмы развивается синдром вегетодистонии, характеризующийся артериальной гипертонией, гипотонией, синусовой тахикардией, брадикардией, нарушением терморегуляции.
Одним из тяжёлых последствий ЧМТ является посттравматическая эпилепсия. Среди отдалённых последствий ЧМТ наблюдается гидроцефалия, травматические энцефалопатия и эпилепсия, парезы, параличи, различные проявления диэнцефального синдрома.
Травма спинного мозга разделяется на сотрясение, ушиб и сдавление. Ушиб спинного мозга клинически выражается в возникновении стойких грубых неврологических нарушений в виде параличей, анестезий, тазовых расстройств. Одним из тяжёлых последствий травмы спинного мозга является нарушение мочеиспускания.

    • Эпилепсия и эпилептиформные синдромы.

Эпилепсия-хроническое прогрессирующее заболевание, проявляющееся пароксизмальными расстройствами сознания, приступами судорог, застывания, вегетативными пароксизмами, а также нарастающими изменениями в эмоционально-психической сфере. Эпилепсия (от греческого epilambano - схватываю) - приступ, припадок. В 1989г. в Нью-Дели (США) принята классификация эпилепсии и эпилептических синдромов, кратко и обобщённо она выглядит так:

      • Эпилепсия и эпилептические синдромы, связанные с определённой локализацией эпилептического очага(фокальная, локальная,парциальная).
      • Генерализованная эпилепсия и генерализованные эпилептические синдромы.
      • Эпилепсия и эпилептические синдромы, которые не могут быть отнесены к фокальным или генерализованным.
      • Специальные синдромы.

У детей раннего возраста наблюдаются злокачественные формы эпилептических пароксизмов: синдромы Веста и Леннокса-Гасто. Особым вариантом парциальной эпилепсии является эпилепсия Кожевникова, которая является хронической стадией клещевого энцефалита. Эпилептические синдромы и эпилепсия протекают хронически, поэтому лечение должно быть длительным, непрерывным и индивидуальным.

    • Осложнения эндокринных заболеваний, такие как, диабетические и другие дисметаболические полинейропатии, микроаденомы гипофиза, ожирение.
    • Психоорганический синдром различной степени выраженности с нарушением эмоционально-волевой и когнитивной сферы.
    • Заболевания вегетативной нервной системы, такие как вегетососудистая дистония, мигрень, кластерная и другие виды головной боли.
    • Астенические состояния различной этиологии и пограничные состояния нервной системы: минимальная мозговая дисфункция, неврозы, истерии, психопатии.

Методы и способы лечения:

    • Медикаментозная терапия: вазоактивные, нейропротекторы, венотоники, дезагреганты, витамины, антиоксиданты; по показаниям - препараты из указанных групп могут вводиться парентерально (внутривенно капельно, внутривенно струйно, внутримышечно);

Несмотря на существующий целый ряд эффективных лекарственных препаратов, которые должны замедлить развитие заболевания и улучшить качество жизни больных, этого к сожалению не происходит. Причиной является гематоэнцефалический барьер, который регулирует поступление в мозг лекарственных препаратов, и который при заболеваниях головного мозга дает "сбой". В результате этого эффективность лечения значительно снижается.

В нашем центре разработана авторская методика лечения заболеваний головного мозга лекарственными препаратами, минуя гематоэнцефалический барьер.
В результате в мозговой кровоток попадает 98% лекарственного вещества и создается его депо, которое расходуется по мере потребления нервными клетками. Продолжительность курса восстановительного лечения составляет обычно 10-15 дней. Частота курса 2-3 раза в год. Своевременно поставленный диагноз в нашем медицинском центре - залог успеха терапии и существенное снижение риска тяжелых осложнений у детей.

    • Новая медицинская технология лечения пациентов с нарушенными двигательными, речевыми функциями и задержками в психо-речевом развитии у детей  - Аутонейритотерапия

 основывается на восстановлении (поддержании) нарушенных межнейрональных аксоно-дендритных связей пирамидного двигательного пути при помощи стимулирования первичных двигательных центров в коре головного мозга и вторичных в шейном и поясничном утолщениях, которые являются основными генераторами формирования афферентных нервных импульсов с целью формирования двигательного акта человека;

    • Физиотерапия;
    • Бинауральная терапия;
    • Рефлексотерапия;
    • Массаж;
    • Лечебная физкультура;