Специализация / Неврология когнитивная

В неврологии и нейропсихологии под когнитивными функциями принято понимать наиболее сложные высшие корковые функции головного мозга, необходимые для осуществления процесса рационального познания мира. К таким функциям относятся восприятие информации (гнозис), ее анализ и обработка (синтез - так называемые исполнительные функции), хранение информации (память) и передача информации (праксис и речь).

Когнитивная детская неврология, изучает высшие корковые функции у детей и подростков.

В последние годы возрастает число детей, имеющих отставание и нарушение в познавательном (в том числе умственном) развитии, а также сложности при обучении в школе.

Многие заболевания, как острые, так и хронические, различные по этиологии и патогенезу, протекают у детей с транзиторным или стойким нарушением познавательной (когнитивной) сферы. Возрастает удельный вес детей с различными неврологическими нарушениями (синдромы гиперактивности и дефицита внимания, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, астеноневротический и цереброастенический синдромы вследствие черепно-мозговых травм или интоксикаций, эпилепсии и др.).

Дисфункция психоневрологического развития отмечается у 30-56% здоровых школьников. В последние годы возрастает число детей, имеющих сложности при обучении в школе Неврологический диагноз является многоуровневым по симптомам и синдромам заболевания, учитывает генез (врожденный или приобретенный), текущий или резидуальный характер патологии, состояние нервно-психического развития, нарушения в двигательно-рефлекторной и чувствительной сферах, координацию и др.; прогноз (курабельное состояние или нет), степень возможной компенсации или инвалидизации.

Современные диагностические и лечебно-восстановительные возможности позволяют уже в первые годы жизни ребенка проводить достаточно адекватную медицинскую реабилитацию для максимально самостоятельного развития ребенка в обществе. Психосоциальное развитие ребенка, адаптируясь через параметры высших психических функций, имеет ряд характеристик - когнитивных (познавательных) и аффективных (эмотивных, поведенческих).

Основными когнитивными структурами, составляющими интеллект, являются различные функции, социально значимые для любого возраста, - восприятие, память, внимание, сенсомоторная деятельность, аналитико-синтетические процессы. Необходимо помнить как о генетической детерминации когнитивных функций, так и их наработке в процессе роста и развития ребенка на базе восприятия, навыка и многих других факторов, составляющих интеллект. Негативными моментами могут являться и эндогенные, и экзогенные факторы (последствия перинатальных повреждений ЦНС, социальная депривация).

Выявлены особенности психофизиологических функций у школьников, свидетельствующие о нарушениях нейродинамических процессов на фоне многих неблагоприятных факторов роста и развития как больных, так и здоровых детей - с органическим либо функциональным поражением нервной системы. Обращаем внимание родителей, учителей и, конечно, врачей на то, что познавательные процессы имеют восходящее динамическое возрастное развитие в благоприятных условиях и различную степень их дефицита при повреждающих ситуациях. К последним можно отнести и нейропсихологические нагрузки в школе в конце каждой четверти (особенно третьей) и в конце учебного года. Работоспособность снижается по астеническому типу, замедляется темп и подвижность психических процессов, повышается утомляемость, снижается мотивация к познавательной деятельности, ухудшается произвольное внимание, что, несомненно, ухудшает показатели основных когнитивных функций: восприятия, внимания, памяти. Психофизиологические особенности детей школьного возраста на фоне астении в весенний период в сочетании с высокими нагрузками в школе характеризуются нарушениями нейродинамических процессов и высших форм регуляции, что приводит к нарушению восприятия предъявляемого материала, многочисленным соматоформным жалобам (головная боль, нарушение засыпания и сна, вегетативная лабильность), неусидчивости, что, в свою очередь, затрудняет усвоение школьных знаний.

В последнее время отмечается слишком широкое диагностическое трактование синдрома когнитивного дефицита, определяемого ранее как минимальная церебральная мозговая дисфункция, а с расширением нейропсихологических знаний - как синдром дефицита внимания, с (без) гиперактивностью, причем последний симптом чаще отмечается у мальчиков. Мы считаем возможным говорить о первичной (врожденной) форме этого состояния и вторичной (дефицитарной), обусловленной дисфункцией корково-подкорковых взаимосвязей мозга растущего организма.

К основным симптомам дефицита внимания относятся: неспособность удерживать внимание на деталях, небрежность, легкомыслие, ошибки в школьных заданиях, выполняемой работе; затрудненное сохранение внимания при выполнении заданий. В ряде случаев создается впечатление, что ребенок не слышит и не слушает обращенную к нему речь. При явной способности понять задание ребенок часто не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций для его выполнения, а также не может до конца справиться с подготовкой к урокам, домашней работой и т.д. Он испытывает сложности в самостоятельной работе над заданиями; уходит от трудностей в выполнении заданий, которые требуют длительного умственного напряжения. Ребенок часто теряет вещи, необходимые в школе и дома, забывчив, легко отвлекаем. Симптомы, дополняющие когнитивный дефицит, касаются гиперактивности и импульсивности. Отмечается двигательное беспокойство: ребенок, сидя на стуле, вертится, часто встает с места, бесцельно двигательно активен, не может сидеть тихо, болтлив, находится в постоянном движении. Импульсивность усугубляет сложности адаптации и компенсации в обществе: дети мешают другим, пристают к окружающим, не имеют чувства дистанции, часто отвечают на недослушанный вопрос. Мотивация к обучению снижается.

Исследование познавательной деятельности детей школьного возраста, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью, выявило дисгармоничное нарушение когнитивных функций с преимущественной недостаточностью внимания, сенсомоторной деятельности и восприятия. Наиболее нарушены: устойчивость, концентрация и распределение внимания; латентный период и скорость простых и сложных сенсомоторных реакций; критическая частота слияния мельканий, а также перцепторная сторона зрительного восприятия. Определение степени нарушения имеет большое значение для выбора лечебно-коррекционных программ с обязательным проведением нейрометаболической терапии. Возможности современных диагностических технологий и лечебных препаратов позволяют проводить медицинскую реабилитацию уже в первые годы жизни малыша. Психосоциальное развитие ребенка имеет ряд характеристик: когнитивные (познавательные) и аффективные (поведенческие).

Специалистами нашего центра при исследовании познавательной деятельности детей была разработана лечебно-коррекционная программа данных нарушений, в том числе и нейрометаболическая медикаментозная терапия.


Программа "Выявление скрытых отклонений в нейрофизиологическом и нейропсихологическом здоровье ребёнка с последующей коррекцией" успешно применяется для обследования и лечения детей в возрасте от одного года до 17 лет.
В основе программы лежит инструментальная диагностика нервных "центров" головного мозга, которые наиболее уязвимы при органических поражениях, нейроинфекциях, родовых травмах и т.д. Затем исследуются межнейрональные связи этих "центров" с другими системами головного мозга, ответственными за высшие корковые функции, адаптационно-приспособительные механизмы, работу внутренних органов и т.д

По результатам выявленных нарушений каждому ребенку назначается индивидуальная комплексная лечебная программа, включающая в себя:

Медикаментозную коррекцию особым способом

авторский метод

В нашем центре разработана методика лечения неврологических заболеваний лекарственными препаратами, минуя гематоэнцефалический барьер. В результате чего в мозговой кровоток попадает 98% лекарственного вещества и создается его депо, которое расходуется по мере потребления нервными клетками. Средства, оказывающие прямое активирующее влияние на обучение, улучшающие память и умственную деятельность, называются нейропротекторами. Ноотропная активность также присуща некоторым витаминам и витаминоподобным веществам, аминокислотам и нейропептидам, фосфолипидам мембраны клетки, янтарной кислоте и др. биологически активным веществам. специфическую восстановительную терапию нарушенных межнейрональных аксоно-дендритных связей - авторский метод.специализированную психологопедагогическую, социальную и логопедическую коррекцию - авторский метод. Когнитивная взрослая неврология, изучающая высшие корковые функции у взрослых.

Считается, что в норме снижение когнитивных функций отмечается после 50 лет. По характеру когнитивного дефекта лица пожилого и старческого возраста представляют собой гетерогенную группу. Снижение памяти, обусловленное возрастом, отмечается почти у 40% лиц старше 65 лет. У 1% из них подобные нарушения прогрессируют в течении года до степени деменции, а в течение от 1 до 5 лет - у 12%-42%. Когнитивные нарушения чаще встречаются у лиц с низким уровнем образования, а также у более пожилых людей.

Нейропсихиатрические проявления. Когнитивные и нейропсихиатрические проявления, пожалуй, наиболее существенны в отношении качества жизни, от тревожного расстройства и апатии до депрессии и выраженной деменции. Симптомы депрессии могут в некоторых случаях предшествовать развитию деменции и, считается, что больные с диагностированной в течение жизни депрессией имеют больший риск развития деменции, чем люди без депрессивного эпизода. Подобными расстройствами страдают от 10 до 45% больных, в зависимости от критериев, которые используют для оценки. Несмотря на высокую частоту и кажущуюся простоту выявления, распознавание депрессии может быть затруднительным. Классические жалобы на печаль, ощущение вины, раскаяние и снижение самооценки, длительные периоды тоски или самоуничтожения хотя реально и существуют, но вербализуются больными относительно редко. Невролог или участковый терапевт обычно не задают целенаправленных специфических по отношению к депрессии вопросов.

Практическое значение диагностики депрессии играет важную роль не только в отношении оценки больным своего состояния, но и его реакции на терапию. При нераспознанной и нелеченной депрессии даже объективно значительное улучшение моторной активности больной может субъективно игнорировать.

Клинически деменция характеризуется прежде всего как синдром нарушений исполнительных функций, планирования действий, нарушений пространственно-зрительных способностей и лишь потом - как нарушение памяти.

 

ЗАБОЛЕВАНИЯ, подлежащие ранней диагностики и лечению:

болезнь Альцгеймера;

цереброваскулярные поражения (сосудистые деменции, болезнь Бинсвангера);

первичная прогрессирующая афазия;

депрессия;

фронтотемпоральная деменция;

деменция с тельцами Леви;

доброкачественная старость с нарушением памяти.

 

В нашем центре разработана комплексная программа: "Профилактика преждевременного старения мозга как основа профессионального долголетия". В основу данной программы было положено изобретение "Способ оценки профессиональной пригодности персонала для различных видов деятельности" и авторская методика лечения.

Комплексное обследование включает: Инструментальное нейрофизиологическое и нейропсихологическое диагностирование нарушений высших корковых функций (память, восприятие, мышление, креативные способности и т.д.)

Комплексное лечение базируется на запатентованной авторской методике - специфической медикаментозной терапии, п озволяющей значительно повысить эффективность лекарственных средств;

Параллельно медикаментозной коррекции проводится патопсихотерапия, иглорефлексотерапия, а также, по индивидуально составленной программе, массаж и лечебная физическая гимнастика.