Применение метода аудиовокальной терапии RUSTOMATIS в МЦ CORTEX

Авторы: Лукша Лариса Васильевна, к.м.н., Главный врач МЦ CORTEX, врач — невролог высшей категории;

                  Мальцева Алина Александровна, клинический психолог медицинского центра «CORTEX».

 

        На сегодняшний день проблема лечения и коррекции детей с задержкой психического и речевого  развития (ЗПРР) чрезвычайно актуальна, ведь по разным причинам, малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи. Задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что нужно не только лечить симптомы  заболевания, но и стараться по возможности сгладить или убрать  причины его появления.

В настоящее время подходы к лечению ЗПРР разнообразны, существует множество как традиционных, так и альтернативных методик: занятия с дефектологом и логопедом, лекарственная терапия, рефлексотерапия,  работа с детским психологом, а так же альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, остеопатия и другие.

Несомненно, что все практически существующие методики вносят определённый вклад лечение ЗПРР, но нужно иметь в виду, что все они являются не радикальными, а симптоматическими и могут оказать положительное воздействие только в комплексе с основным патогенетическим лечением, которое используется в МЦ CORTEX. Основой лечения в МЦ CORTEX является уникальный метод патогенетической терапии двигательных и психо-речевых расстройств - биофизическая активация  нейромоторных структур, основу которого составляет щадящая стимуляция  пирамидного двигательного пути. Метод лечения  базируется как на активации самих речевых центров (зоны Брока, Вернике, угловой извилины и др.), так и на восстановлении нарушенных связей между центрами и полушариями головного мозга.

Для успешного  лечения различных форм ЗПРР специалистами  МЦ CORTEX применяется  комлексный подход с использованием новейших достижений медицинской науки. Одним из таких методов является метод Томатис - метод аудиовокальной терапии RUSTOMATIS (RULISTEN).


В 50-х годах XX века, французский врач отоларинголог А. Томатис изучал влияние на мозг человека звуков различной частоты. Им было выявлено, что ухо зародыша начинает полноценно функционировать в 4,5 месяца, поэтому в период внутриутробного развития, ребенок слышит множество звуков – стук сердца матери, ее дыхание, шум от работы внутренних органов. При рождении эти звуки становятся ему недоступны, это происходит, потому что в утробе матери уши ребенка заполнены амниотической жидкостью, благодаря которой ребенок более чувствителен к высокочастотным звукам – выше 8000 колебаний в секунду.

А. Томатис проводил  специальные эксперименты, позволяя детям с задержкой психического развития и речи, нарушением концентрации внимания, аутизмом, расстройствами моторно-двигательных функций слушать низкочастотную и высокочастотную (электронные переключения между потоками, задержки, частотные фильтры, латеральность и другие, запрограммированные в лаборатории с помощью специального оборудования эффекты) музыку. Родители этих детей отмечали заметные положительные результаты.

Предлагаемый в медицинском центре «CORTEX» лечение методом Томатиса  (метод аудиовокальных тренировок с параметрами А. Томатиса) является результатом новейших научных достижений в области медицины, физиологии и психологии человека, он уже помог тысячам детей, страдающих детским церебральным параличом, расстройствами речи, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, аутизмом и расстройствами аутистического спектра.

А. Томатис обнаружил, что ухо не просто слышит звуки разной частоты и латеральности – колебания превращаются в электрические импульсы, которые поступают в мозг. Был разработан специальный прибор звукозаписи высокочастотных и низкочастотных компонентов – «электронное ухо». При чередовании такой музыки путем напряжения и расслабления у ребенка тренируется аппарат среднего уха – молоточек и стремечко, с помощью чего расширяется диапазон восприятия внешних факторов, увеличивается концентрация внимания, в мозг поступает новая информация и, как следствие исчезают многие нарушения и расстройства. Существует множество исследований, доказывающих эффективность применения метода А. Томатиса: улучшается сосредоточение и концентрация внимания, память, происходят значительные улучшения мелкой и крупной моторики, развиваются творческие способности маленького пациента.

Продолжительность лечебной сессии Томатис терапии составляет 30 часов - 15 дней по 2 часа в день. Если ребенок отказывается одевать наушники, мы должны понять, почему он это делает и применить адекватную стратегию в зависимости от причины. Нужно  показать, что они не опасны, надеть наушники на маму, на себя, затем на ребенка, отвлечь на что-то интересное, похвалить за успех. Первые дни ребенок адаптируется к наушникам, он может пытаться их снять. При данном поведении мы контролируем ребенка, в таких случаях рекомендуется широко известная «холдинг» терапия – психотерапевтическая техника, используя которую, мать обнимает своего ребенка. На практике даже самые гиперактивные и тревожные дети быстро привыкают к прослушиванию.

Преимущество состоит в том, что когда ребенок находится в наушниках, он продолжает слышать голос мамы, которая может своим присутствием его успокоить и подбодрить. Также ребенок находится в комфортной и спокойной обстановке, подбирается индивидуальная громкость.

Наушники являются беспроводными, во время прослушивания возможна  любая творческая деятельность (рисование, лепка, аппликации, поделки, танцы, раскраски); настольные (не видео) игры; небольшое общение для  эмоциональной поддержки; физическая активность, питье воды или соков. Не рекомендуется:  заниматься тем, что способствует стрессовым переживаниям; запрещается просмотр мультфильмов и видеоигр; чтение; нахождение в тревожной обстановке,  прием  пищи.

Метод А. Томатиса прошел множество клинических испытаний. Наиболее эффективным он оказался при аутизме, устранении трудностей в обучении и решении поведенческих проблем.

Оказываемые эффекты:

 

При задержке речи и развития:

  • лучшая расшифровка и анализ звуковых сигналов
  • ускорение развития речи, правильного произношения звуков
  • возрастает скорость умственного развития
  • улучшение внимания, памяти
  • улучшение навыков общения
  • улучшение моторных функций.

При СДВГ:

  • развитие функций мозжечка и вестибулярного аппарата
  • развитие энергетического потенциала мозга, как следствие – снижение активности
  • развитие контроля
  • развитие избирательного внимания

При аутизме и расстройствах аутистического спектра:

  • ослабление симптомов заболевания
  • развивается включенность в жизнь и общение
  • развивается речь, улучшается понимание речи
  • уменьшается гиперчувствительность к звукам, тактильным ощущениям, всему новому
  • уменьшаются гневные, тревожные реакции, страхи и стереотипное поведение
  • происходят изменения вкусовых ощущений, улучшается восприятие еды
  • улучшаются социальные навыки: смотрят в глаза, следуют инструкциям, инициируют контакт, могут стать более нежными

При синдроме Дауна

  • улучшение слуховых и речевых навыков (используют больше слов, улучшается речь)
  • улучшается координация
  • улучшается сон
  • дети становятся более сговорчивыми, улучшается концентрация внимания, выполняют инструкции

При ДЦП

  • улучшение моторики, координации
  • ускорение процесса реабилитации, хорошо использовать в комплексе лечебных мероприятий

При эмоциональных проблемах

  • снижение депрессии
  • уменьшение тревожности, страхов
  • коррекция нарушений сна
  • снижение неуверенности
  • снижение агрессивности

При заикании

уменьшение клинических проявлений

Для дошкольников, школьников / учащихся

  • улучшение когнитивных навыков и познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение)
  • помощь при дислексии, диспраксии, дискалькулии
  • развитие речи
  • развитие навыков письма, чтения, счета
  • улучшение навыков коммуникации
  • увеличение уверенности в себе
  • увеличение творческого потенциала
  • увеличение мотивации к учебе

 

       При раннем обнаружении проблемы ЗПРР (когда ребёнок развивается быстрее всего) велика вероятность благоприятного исхода. Но за лечение необходимо браться незамедлительно, как только обратите внимание, что поведение и восприятие ребёнка отличается от его сверстников! Не стоит думать «пройдёт», «догонит», «перерастёт», ведь здесь на счету каждая неделя. При этом  обязательно обращение к специалистам, занимающимся лечением данной патологии.

Коллективом специалистов медицинского центра «CORTEX» постоянно обновляются знания по вопросам реабилитации маленьких пациентов, страдающих ЗПРР, ведется поиск и разработка новых эффективных и безопасных методик и комплексов лечения, которые помогут ребятам решить проблемы развития речи, общения со сверстниками, обучения  и дальнейшего  познания мира во всем его многообразии!