Психолог
Нейропсихологическая и патопсихологическая диагностика и коррекция в МЦ «CORTEX»
Психодиагностика и коррекция при ДЦП подразумевает проведение системы специальных мероприятий, направленных восстановление (развитие, формирование) психических функций процессов, свойств, способностей, позволяющих ребенку адаптироваться в обществе, то есть направленных на восстановление и развитие психологических механизмов социальной интеграции.
Мозг человека устроен очень сложно, а его функции крайне разнообразны: он управляет и поведением, и обучением, и речью, и движениями, и чувствами, и мыслями. При детском церебральном параличе, спастические, и другие его формы вызваны повреждением головного мозга. У ребенка кора головного мозга дозревает к периоду полового созревания, поэтому если было поражение или недоразвитие ЦНС, чем раньше начнется коррекция и реабилитация, тем больше вероятности, что сохранные звенья, возьмут на себя функции пораженных участков коры головного мозга. Однако стабильное развитие головного мозга требует создания определенных условий. Окружающая среда, наполненная положительными эмоциями и спокойствием, располагает к своевременному и гармоничному развитию. В таких условиях у ребенка будет легче происходить стимуляция и активизация процессов развития мозговой ткани, чем ребенок младше, тем важнее программа психологической помощи.
Система психологической реабилитации состоит из следующих составляющих: психодиагностики и психокоррекции, в дальнейшем родителям выдаются рекомендации, как взаимодействовать с ребенком. Целесообразность психологической реабилитации, ее приоритетные направления, оптимальные методические приемы определяются, прежде всего, тем, какие сферы психической деятельности оказались нарушенными и тем, какие психические функции следует восстанавливать и развивать в первую очередь.
Психодиагностика позволяет определить особенности актуального психического состояния и потенциальных возможностей психического развития ребенка с ДЦП.
В процессе психологической диагностики детей и подростков с ДЦП соблюдается ряд основных принципов:
1. Психологическое обследование проводится в контексте деятельности доступной ребенку с ДЦП: предметно-практической, игровой, учебной.
2. Важнен не только конечный результат выполнения тестового задания, а также способ работы ребенка, умение его переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение ребенка к заданию, собственная оценка его результатов.
3. Психолог анализирует не отдельный симптом, а личность ребенка в целом.
Психодиагностическое обследование включает:
а) оценку психомоторного развития;
б) оценку интеллектуального развития;
в) оценку эмоционально-мотивационной сферы;
г) оценку характера и особенностей личности в целом;
д) оценку поведения и психологических механизмов его регуляции.
В соответствии с вышесказанным производится выбор способов, методических приемов, тестов, посредством которых можно решить данные психодиагностические задачи.
У детей с церебральными параличами нарушения в психическом развитии находятся в тесной взаимосвязи с двигательными расстройствами. Обездвиженность ребенка с церебральным параличом во многом мешает ему активно познавать окружающий мир. Положение многих детей с церебральным параличом бывает вынужденным, они подолгу лежат в одной позе, не могут изменить ее, повернуться на другой бок или на живот. Помещенные в положение на животе они не могут поднять и удержать голову, в положении сидя они часто не могут пользоваться руками, так как используют их для сохранения равновесия и т.д. Все это способствует значительному ограничению поля зрения, препятствует развитию зрительно-моторной координации.
Психологическое обследование детей, страдающих ДЦП, позволяет осуществить их результативную реабилитацию. Программа психологического обследования дает возможность разработать научно обоснованную, индивидуальную, и достаточно эффективную программу психологической реабилитации ребенка, без которой невозможна его полноценная интеграция в общество.