Нейропсихологическая диагностика.
Нейропсихологическая диагностика (нейропсихологическое обследование). В ходе диагностики определяется морфо-функциональное состояние мозга, квалифицируются нарушения и выявляются количественные характеристики состояния высших психических функций (ВПФ), происходит их топическое соотнесение с определенными областями мозга. Также можно определить целостный синдром нарушения ВПФ, который может быть обусловлен тем или иным нарушением одного или нескольких факторов, уровень реализации психических процессов, латерализацию патологического процесса. Кроме того, в ходе нейропсихологической диагностики выявляются поврежденные и сохранные звенья психической функции.
В России большая часть нейропсихологических методик диагностики была создана А.Р.Лурией и его учениками в 1940—1960-е годы. Большой вклад в становление этих методик внесли культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и теория деятельности А.Н. Леонтьева. Некоторые методики были заимствованы у зарубежных авторов. Таковыми является проба Хэда, исследующая пространственный праксис, проба на латерализацию тактильных стимулов, созданная Тойбером, а также проба на дихотическое прослушивание Д. Кимура и др.
А. Р. Лурия в своем труде «Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга» выделил задачи исследования при локальных поражениях мозга. Основной задачей является выделение основного дефекта в результате описания общей картины изменений определенных функций, а также выведение из основного дефекта вторичные системные нарушения. В ходе обследования обязательно следует уточнять структуру и значение симптома.
Нейропсихолог выделяет только существенный, интересующий его процесс, мысленно абстрагируясь от всех остальных процессов, и его изучение ведется в специально организованных условиях. Для того, чтобы отчетливо выделить синдром, нейропсихолог проводит серию проб, которые включают в себя изучение слухового, зрительного, кинестетического и двигательного анализа и синтеза, мышления, речи, памяти и других психических функций.
Нейропсиходиагностическое обследование включает оценку:
§ психомоторного развития;
§ интеллектуального развития;
§ эмоционально-мотивационной сферы;
§ характера и особенностей личности в целом;
§ поведения и психологических механизмов его регуляции.
Виды нейропсихологической диагностики.
· Топическая диагностика.
Широко применяется в нейропсихологии. В ходе топической диагностики удается выявить конкретную локализацию, то есть определить место поражения и уровень поражения ЦНС (на уровне коры или подкорковых структур мозга).
· Функциональная диагностика.
Отслеживает изменение психических функций в динамике нейропсихологического реабилитационного воздействия и/или фармакологического лечения.
· Индивидуально-типологическая диагностика.
В процессе этой диагностики обращается внимание на индивидуальные различия мозговой организации психических функций в норме. Особый интерес представляют группы риска (к примеру, дети-левши, у которых на начальных стадиях школьного обучения могут возникнуть трудности освоения письма, чтения, счета).
· Диагностика аномалий развития.
Это нейропсихологическая диагностика особенностей психических функций у детей с отклонениями в развитии. В процедуру этой диагностики часто включается обучающий эксперимент.
Возможности нейропсихологической диагностики.
- Описание целостного синдрома нарушенных особенностей высших психических функций (ВПФ), обусловленного поломкой или особым состоянием одной или нескольких мозговых факторов.
- Определение особенностей энергетических, операциональных и регуляторных составляющих психических процессов и уровня их реализации (произвольный и непроизвольный).
- Определение преимущественной латерализации патологического процесса.
- Определение поврежденных и сохранных звеньев психических функций.
- Определение различий нарушения одной и той же психической функции при поражении различных участков мозга. (А. Р. Лурия. «Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга».
Методы нейропсихологического обследования.
В ходе диагностики (проведения нейропсихологических проб) могут обнаружиться различные симптомы нарушений. Их классифицируют:
· Первичные. Первичные симптомы проявляются при выпадении звена психической функции.
· Вторичные. Отражают влияние этого дефекта на одну или несколько психических функций в целом.
· Третичные. Выражаются в перестройке работы мозга в результате компенсаторных процессов.
Существует несколько различных классификаций методов нейропсихологической диагностики. Ниже приведена классификация, предложенная Т.В. Ахутиной.
I блок. Энергетический блок и подкорково-стволовые структуры.
При обследовании энергетический блок и подкорково-стволовые структуры оцениваются при помощи двух индексов:1) гиперактивности-импульсивности и 2) замедленности-утомляемости, которые выявляются при выполнении всех проб.
II блок. Блок приема, переработки и хранения информации.
Обработка кинестетической информации.
- Кинестетический праксис (праксис позы пальцев).
- Оральный праксис.
Обработка слуховой информации.
- Воспроизведение и оценка ритмов.
- Понимание слов, сходных по звучанию, по значению.
- Слухоречевая память.
Обработка тактильной информации.
- Доски Сегена.
Обработка зрительной информации.
- Наложенные фигуры (проба Поппельрейтера).
- Перечеркнутые рисунки.
- Незаконченные рисунки.
- Зрительные ассоциации.
- «Слепые часы»
- Химеры
Обработка зрительно-пространственной информации.
- Пространственный праксис(проба Хэда).
- Конструктивный праксис.
- Кубики Коса.
- Куб Линка.
- Рисунок трехмерного объекта.
- Зрительно пространственная память.
- Тест комплексной фигуры Рея Остеррица.
III блок. Блок программирования и контроля произвольных действий.
- Регуляторный праксис
- Реакция выбора, конфликтная проба.
- Таблица Шульте.
- Счет.
- Решение задач
- Ассоциативные ряды.
- «Пятый лишний».
- Корректурная проба.
- Раскладывание серии картинок
- Счёт по Крепелину. Серийная организация движений.
· Динамический (кинетический) праксис. Проба «кулак-ребро-ладонь» , проба на на реципрокную координацию рук.
· Графическая проба.
· Выполнение ритмов по инструкции.
Нейропсихологическое обследование детей, страдающих ДЦП, позволяет осуществить их результативную реабилитацию. Программа обследования дает возможность разработать научно обоснованную, индивидуальную, и достаточно эффективную программу нейропсихологической реабилитации ребенка, без которой невозможна его полноценная интеграция в общество.