Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (гиперкинетическое расстройство)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это нейробиологическое расстройство, которое влияет на поведение, самоконтроль, мотивацию, двигательную активность, импульсивность, эмоции, способность направлять и поддерживать внимание, коммуникабельность, доступность для обучения и способ обработки информации мозгом. Ребенок не выглядит больным в традиционном понимании этого состояния, но если оставить без внимания (лечения) ребенка или подростка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, то в будущем для ребенка это создаст значительные трудности в учебе, межличностных отношениях, в социальном и эмоциональном развитии, что, в свою очередь может привести к возникновению асоциального поведения. (Эргашева Н. Н., Юнусов М. З. 2022г).

Развернуть…

В МКБ-10 СДВГ относился к гиперкинетическим расстройствам - группе эмоциональных расстройств и расстройств поведения, начинающихся обычно в детском возрасте (F 90.0-F 90.9 ), а в МКБ-11 относится к нейроонтогенетическим расстройствам . С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром. Согласно диагностическим критериям СДВГ по классификации МКБ-10 этот синдром входит в диагностическую рубрику «Нарушение активности и внимания» (F90.0). Для постановки этого диагноза должны выявляться общие критерии гиперкинетического расстройства (F90), но не критерии расстройства поведения (F91). Нужно выявлять некоторые из симптомов следующих групп (общие критерии для рубрики «Гиперкинетические расстройства» -F90): невнимательность (неспособность внимательно следить за деталями, поддерживать внимание на заданиях или в играх, следовать инструкциям или завершать школьные задания, частые отвлечения на внешние стимулы и др.), гиперактивность (беспокойные движения частями тела, ерзание на месте, невозможность усидеть на месте, бег или карабканье куда-либо в неуместных ситуациях, неадекватная шумность в играх и др.) и импульсивность (ответы до того, как завершены вопросы, неспособность ждать в очередях, болтливость без адекватной реакции на социальные ограничения, частое прерывание других и встревание в разговоры или игры). Начало расстройства должно быть до 7 лет, продолжительность - не менее 6 месяцев, а коэффициент интеллекта (IQ) - выше 50. (А.М. Пивоварова, 2019г.)


Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) развивается при сочетании нейробиологических, психологических и социальных факторов. Среди основных причин СДВГ у детей дошкольного возраста выделяют:

- патологическое течение беременности и генетические факторы;

- осложненные роды;

- употребление беременной женщиной токсических веществ (спиртных напитков, никотина, наркотических веществ, опасных для плода лекарств);

- тяжелые инфекционные заболевания в перинатальном периоде и в первые месяцы и годы жизни;

- черепно-мозговые травмы; 

- обменные нарушения.

В основе формирования СДВГ лежат нейробиологические факторы: раннее органическое повреждение центральной нервной системы и генетические механизмы, которые могут сочетаться друг с другом. Именно они определяют изменения со стороны ЦНС, нарушения высших психических функций и поведения, соответствующие картине СДВГ. Во многих случаях дополнительное воздействие на детей с СДВГ оказывают негативные социально-психологические факторы (прежде всего - внутрисемейные), которые сами по себе не вызывают развития СДВГ, но всегда способствуют усилению отмечающихся у ребенка симптомов и трудностей адаптации.

Генетические механизмы. К числу генов, детерминирующих предрасположенность к развитию СДВГ относятся гены, регулирующие обмен нейромедиаторов в мозге, в частности дофамина и норадреналина. СДВГ считается полигенным расстройством, при котором одновременно существующие многочисленные нарушения процессов обмена дофамина и/или норадреналина обусловлены влияниями нескольких генов, перекрывающими защитное действие компенсаторных механизмов. 

Пре- и перинатальным факторам отводится важная роль в патогенезе СДВГ. Формированию СДВГ могут предшествовать нарушения течения беременности и родов, в частности гестозы, эклампсия, первая по счету беременность, возраст матери моложе 20 лет или старше 40 лет, длительное течение родов, переношенная беременность и недоношенность, низкая масса тела при рождении, морфофункциональная незрелость, гипоксически-ишемическая энцефалопатия, заболевание ребенка на первом году жизни. Другими факторами риска являются употребление матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов, алкоголя и курение. См. Перенатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС)

Нейропсихологические механизмы  СДВГ.

Как следствие нейробиологических факторов происходит нарушение функций лобных долей головного мозга, прежде всего - префронтальной области. Наблюдается дефицит функций лобных и префронтальных отделов мозга и недостаточность сформированности управляющих функций (УФ). Пациенты с СДВГ обнаруживают «управляющую дисфункцию». Развитие УФ и созревание префронтальной области мозга представляют собой длительные процессы. Значимыми компонентами УФ, которые страдают при СДВГ, являются: контроль импульсов, поведенческое торможение (сдерживание); организация, планирование, управление психическими процессами; поддержание внимания, удерживание от отвлекающих факторов; внутренняя речь; рабочая (оперативная) память; предвидение, прогнозирование, взгляд в будущее; ретроспективная оценка прошедших событий, допущенных ошибок; изменение, гибкость, способность к переключению и пересмотру планов; выбор приоритетов, умение распределять время; отделение эмоций от реальных фактов. 

Влияние неблагоприятных факторов внешней среды. Загрязнение окружающей человека природной среды, во многом связанное с микроэлементами из группы тяжелых металлов, может иметь негативные последствия для здоровья детей. Известно, что в непосредственной близости от многих промышленных предприятий образуются зоны с повышенным содержанием свинца, мышьяка, ртути, кадмия, никеля и других микроэлементов. Наиболее распространенным нейротоксикантом из группы тяжелых металлов является свинец, а источниками загрязнения им окружающей среды - промышленные выбросы и выхлопные газы автотранспорта. Поступление свинца в организм детей может вызывать когнитивные и поведенческие нарушения у детей.

Роль пищевых факторов и несбалансированного питания. Возникновению или усилению симптомов СДВГ могут способствовать несбалансированность питания (например, недостаточность белков при увеличении количества легко усваиваемых углеводов, особенно в утренние часы), а также недостаточность в пище микронутриентов, в том числе витаминов, фолатов, омега-3 полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), макро- и микроэлементов. Такие микронутриенты, как магний, пиридоксин и некоторые другие непосредственно влияют на синтез и деградацию моноаминовыхнейромедиаторов. Поэтому дефицит микронутриентов может влиять на нейромедиаторный баланс и, следовательно, на манифестацию симптомов СДВГ.

Таким образом, СДВГ - сложное психоневрологическое расстройство, сопровождающееся структурными, метаболическими, нейрохимическими, нейрофизиологическими изменениями в ЦНС, а также нейропсихологическими нарушениями со стороны процессов обработки информации.

Основные симптомы СДВГ.

Симптомы СДВГ у ребенка могут стать поводом для первичного обращения к неврологам, педиатрам, логопедам –дефектологам, клиническим психологам. Часто на симптомы СДВГ впервые обращают внимание педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений, а не родители.

Таблица №1.

https://cortexmed.ru/upload/images/sdvg3.png

1. Основные признаки нарушения внимания: не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок; с трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий; не слушает обращенную к нему речь; избегает дел, требующих длительного умственного напряжения; часто теряет свои вещи; легко отвлекается; проявляет забывчивость. В зависимости от типа личности они протестуют, устраивая истерики, или замыкаются в себе и молчат. Не могут самостоятельно организоваться. Гиперактивные дети не умеют планировать свои дела, все выполняют хаотично, в спешке, что часто приводит к проблемам с учебой, конфликтам с учителями и родителями.

2. Гиперактивность.

Признаки детской гиперактивностиПовышенная двигательная активность и беспокойство. Дети с СДВГ постоянно выполняют хаотичные движения: дергают руками и ногами, прыгают, скачут и бегают без цели, стучат по столу, ломают игрушки. Причем большую часть движений они сами даже не замечают. Громкая быстрая речь. Гиперактивность также может проявляться речевыми нарушениями. Ребенок разговаривает слишком громко и быстро, проглатывает окончания слов, перебивает других, теряет мысль и перескакивает с темы на тему. По этой причине СДВГ часто сочетается с логопедическими проблемами: у ребенка страдает произношение звуков, нарушается логика повествования, ему трудно правильно пересказать даже небольшой текст. Гиперактивные дети, как правило, очень эмоциональны и сопровождают речь активной мимикой, иногда начинают кривляться и корчить рожицы без причины.Отсутствие терпения. Нетерпеливость – один из характерных признаков патологии. Ребенок не может ждать и терпеть: если ему чего-то захочется, он сделает все, чтобы получить желаемое незамедлительно.

3. Импульсивность.

Признаки импульсивности: отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь.Не может дожидаться своей очереди.Мешает другим людям, перебивает их.Болтлив, несдержан в речи.Перепады настроения. Дети с СДВГ подвержены внезапным перепадам настроения. Они часто вспыльчивы и агрессивны, могут устроить истерику или больно ударить обидчика, не задумываясь о последствиях. При отсутствии лечения симптомы СДВГ у детей могут перерасти в асоциальное поведение, поэтому такие приступы агрессии нельзя оставлять без внимания.

Отсутствие терпения. Нетерпеливость – один из характерных признаков патологии. Ребенок не может ждать и терпеть: если ему чего-то захочется, он сделает все, чтобы получить желаемое незамедлительно.

Обязательными характеристиками (критериями) СДВГ являются:

- продолжительность.Симптомы отмечаются на протяжении не менее 6 мес.;

- постоянство, распространение на все сферы жизни.Нарушения адаптации наблюдаются в двух и более видах окружающей обстановки;

- выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных контактах, профессиональной деятельности;

- исключаются другие психические расстройства: симптомы не могут быть связаны исключительно с течением другого заболевания.

В зависимости от преобладающих симптомов в клинической практике выделяют 3 формы СДВГ:

1. Сочетанная (комбинированная) форма - имеются все три группы симптомов (50-75%);

2. СДВГ с преимущественными нарушениями внимания (20-30%);

3. СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности (около 15%). 

В МКБ 11 Синдром дефицита внимания и гиперактивностиимеет коды :

Развернуть…

- 6A06.0 Синдром дефицита внимания и гиперактивности, представленное преимущественно невнимательностью;

- 6A06.1 Синдром дефицита внимания и гиперактивности, представленное преимущественно гиперактивностью;

- 6A06.2 Синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью;

- 6A06.Y Другие уточненные синдромы дефицита внимания и гиперактивности;

- 6A06.Z Синдром дефицита внимания и гиперактивности, неуточненные.


Симптомы СДВГ имеют свои особенности в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.

Дошкольный возраст. В возрасте от 3 до 7 лет обычно начинают проявляться гиперактивность и импульсивность. Гиперактивность характеризуется тем, что ребенок находится в постоянном движении, не может спокойно усидеть на месте во время занятий в течение даже непродолжительного времени, слишком болтлив и задает бесконечное число вопросов. Импульсивность выражается в том, что он действует, не подумав, не может дожидаться своей очереди, не ощущает ограничений в межличностном общении, вмешиваясь в разговоры и часто перебивая других. Такие дети часто характеризуются как не умеющие себя вести или слишком темпераментные. Они крайне нетерпеливы, спорят, шумят, кричат, что часто приводит их к вспышкам сильного раздражения. Импульсивность может сопровождаться бесшабашностью, в результате чего ребенок подвергает опасности себя (повышен риск травм) или окружающих. Во время игр энергия бьет через край, и поэтому сами игры приобретают разрушительный характер. Дети неаккуратны, часто бросают, ломают вещи или игрушки, непослушны, плохо подчиняются требованиям взрослых, могут проявлять агрессивность. Многие гиперактивные дети отстают от сверстников в развитии речи.

Школьный возраст. После поступления в школу проблемы детей с СДВГ значительно нарастают. Требования к обучению таковы, что ребенок с СДВГ не в состоянии их выполнить в полной мере. Во время уроков не слышат учителя, им сложно справляться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации работы и доведении ее до конца, забывают по ходу выполнения условия задания, плохо усваивают учебные материалы и не могут правильно их применять. Они довольно скоро выключаются из процесса выполнения работы, даже если располагают для этого всем необходимым, не обращают внимания на детали, проявляют забывчивость, не выполняют указаний педагога, плохо переключаются, когда условия задания меняются или дается новое. Не могут самостоятельно справляться с выполнением уроков дома. По сравнению со сверстниками гораздо чаще наблюдаются трудности формирования навыков письма, чтения, счета, логического мышления.

Развернуть…

Проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе со сверстниками, педагогами, родителями, братьями и сестрами, постоянно встречаются у детей с СДВГ. Поскольку для всех проявлений СДВГ типичны существенные колебания настроения в различные отрезки времени и в разных ситуациях, поведение ребенка отличается непредсказуемостью. Нередко наблюдаются вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. В результате он не может долго играть, успешно общаться и устанавливать дружеские отношения со сверстниками. В коллективе он служит источником постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь, берет чужие вещи, мешает окружающим. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергаемым в коллективе.Ребенок с СДВГ не только плохо учится сам, но часто «срывает» уроки, мешает работе класса и поэтому часто вызывается в кабинет директора. В целом его поведение создает впечатление «незрелости», несоответствия своему возрасту. Общаться с ним обычно готовы лишь дети младше по возрасту или сверстники со сходными проблемами поведения. Постепенно у детей с СДВГ формируется низкая самооценка.

Дома дети с СДВГ обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, которые хорошо ведут себя и лучше учатся. Родителей раздражает то, что они беспокойны, навязчивы, эмоционально лабильны, недисциплинированны, непослушны. В домашних условиях ребенок неспособен ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогает родителям, неаккуратен. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов. По словам родителей «С ним вечно что-нибудь случается», то есть имеется повышенный риск травм и несчастных случаев.


Подростковый возраст. В подростковом возрасте выраженные симптомы нарушений внимания и импульсивности продолжают наблюдаться не менее чем у 50-80% детей с СДВГ. При этом гиперактивность у подростков с СДВГ значительно уменьшается, сменяется суетливостью, чувством внутреннего беспокойства. Для них характерны несамостоятельность, безответственность, трудности в организации и завершении выполнения поручений и особенно длительной по времени работы, с которыми зачастую они не в состоянии справиться без посторонней помощи. Нередко ухудшается успеваемость в школе, так как они не могут эффективно спланировать свою работу и распределить ее по времени, откладывают со дня на день выполнение необходимых дел.

Развернуть…

Нарастают трудности во взаимоотношениях в семье и школе, нарушения поведения. Многих подростков с СДВГ отличают безрассудное поведение, сопряженное с неоправданным риском, трудности в соблюдении правил поведения, неподчинение общественным нормам и законам, невыполнение требований взрослых - уже не только родителей и педагогов, но и официальных лиц, например представителей школьной администрации или работников милиции. При этом им свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Они слишком чувствительными к поддразниваниям и насмешкам со стороны сверстников, которые считают их глупыми. Окружающие по-прежнему характеризуют поведение подростков с СДВГ как незрелое, не соответствующее возрасту. В повседневной жизни они пренебрегают необходимыми мерами безопасности, что увеличивает риск травм и несчастных случаев.

Подростки с СДВГ склонны к вовлечению в подростковые группировки, которые совершают различные правонарушения, у них может появиться тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. Но в этих случаях они, как правило, оказываются ведомыми, подчиняясь воле более сильных по характеру сверстников или лиц старше себя и не задумываясь о возможных последствиях своих действий.


Коморбидные (сопутствующие) расстройства при СДВГ: 

- расстройство поведения, тревожные расстройства, расстройства настроения,

- когнитивные - нарушения развития речи, специфические трудности обучения - дислексия, дисграфия, дискалькулия, 

- двигательные - статико-локомоторная недостаточность, диспраксияразвития, тики;

- нарушения сна (парасомнии),

- энурез, энкопрез.

Таким образом, проблемы в обучении, поведении и эмоциональной сфере могут быть связаны как с непосредственным влиянием СДВГ, так и с коморбидными расстройствами, которые должны быть своевременно диагностированы и рассматриваться в качестве показаний для дополнительного назначения соответствующего лечения.

Диагностика СДВГ в МЦ  CORTEX .

Диагноз СДВГ не ставится без веских оснований. Диагностика осуществляется в несколько этапов и включает:

В МЦ «Cortex» всем пациентам, поступающим на лечение, проводится комплексное обследование:

· первичный осмотр детского невролога,

· консультация педиатра,

· тестирование речевых функций логопедом – дефектологом с дальнейшей коррекцией

· психологическое консультирование - нейропсихологическая диагностика и коррекция

· нейрофизиологическое обследование: компьютерная Электроэнцефалография (ЭЭГ), регистрация вызванных потенциалов – (слуховые, зрительные, соматосенсорные, когнитивные), ЭЭГ видеомониторинг, электромиография (ЭМГ), электронейромиография.

Исследование крови на STARCH — синдром (в соответствии с правилами GCP и GLP), с оценкой клеточного, гуморального иммунитета для исключения аутоиммунного демиелинизирующего процесса, с процентным определением деструкции белого вещества мозга и прогнозирования клинического исхода перинатальной гипоксии.

Нейроиммунологическиеиследования. Ранняя диагностика симптомов аутистического спектра. В нашем медицинском центре создана и внедрена в практику первая объективная (лабораторная) технология для ранней доклинической диагностики расстройств аутистического спектра, основанная на оценках изменений сывороточного содержания определенных комбинаций молекул-маркеров.

Генетические исследования. Интересуясь причиной развития ЗПРР, часто можно услышать фразу о наследственной предрасположенности. С чем же связана эта предрасположенность и передача наследственных заболеваний, и можно ли заранее узнать, каков риск их возникновения у ребенка?

Наследственными называют заболевания, причиной которых являются генные мутации или хромосомные нарушения (изменения количества или структуры хромосом), передающиеся от родителей потомству. Все вышеперечисленные методы диагностики позволяют прогнозировать дальнейшее течение заболевания и сформировать наиболее оптимальный лечебный комплекс для каждого пациента, а также подтвердить, уточнить или сменить диагноз.

· Сбор анамнеза неврологом и педиатром. Первичный прием начинается с осмотра ребенка, разговора с родителями и тестирования. В зависимости от возраста пациента используют различные диагностические опросники. Если ребенку 3-4 года, то с ним тестирование проводится в устной форме, родителями заполняется симптоматический тест проявлений СДВГ. Подростки самостоятельно проходят тестирование и отвечают на вопросы;

Все вышеперечисленные методы диагностики позволяют прогнозировать дальнейшее течение заболевания и сформировать наиболее оптимальный лечебный комплекс для каждого пациента, а также подтвердить, уточнить или сменить диагноз.

Для постановки диагноза должны быть подтверждены все три группы симптомов (таблица №1), в том числе не менее 6 проявлений невнимательности, не менее 3 - гиперактивности, хотя бы 1 – импульсивность.

СДВГ необходимо разграничивать с широким кругом состояний, сходных с ним лишь по внешним проявлениям, но существенно отличающихся как по причинам, так и методам коррекции. К их числу относятся:

- индивидуальные особенности личности и темперамента: характеристики поведения активных детей не выходят за границы возрастной нормы, уровень развития высших психических функций хороший;

- тревожные расстройства: особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов;

- последствия перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации;

- астенический синдром при соматических заболеваниях;

- специфические расстройства развития школьных навыков: дислексия, дисграфия, дискалькулия;

- эндокринные заболевания (патология щитовидной железы, сахарный диабет);

- сенсоневральная тугоухость;

- эпилепсия (абсансные формы; симптоматические, локально обусловленные формы; побочные эффекты противоэпилептической терапии);

- наследственные синдромы: Туретта, Вильямса, Смита-Мажениса, Беквита-Видемана, ломкой Х-хромосомы;

- психические расстройства: аутизм, аффективные расстройства (настроения), умственная отсталость, шизофрения.

Лечение СДВГ в МЦ CORTEX .

Учитывая, что в основе формирования СДВГ лежат нейробиологические факторы: раннее органическое повреждение центральной нервной системы (патологическое течение беременности, осложненные роды, тяжелые инфекционные заболевания в перинатальном периоде и в первые месяцы и годы жизни и т.д. (См. разделсайта перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС), используется основное патогенетическое лечение биофизическая активация нейромоторных структур (БФА).

Биофизическая активация корковых структур головного мозга - ,(вариант для СДВГ). Основу методики составляет щадящая стимуляция пирамидного двигательного пути микротоками с использованием нейрофизиологического прибора, направленная на восстановление и поддержание утраченных и образование новых межнейронных связей в двигательных, сенсорных и психоречевых центрах коры головного мозга и центрах спинного мозга с другими областями мозга, участвующими в реализации различных функций. В процессе лечения формируется физиологичное, последовательное взаимодействие всех зон мозга, связанных с двигательной активностью, памятью, вниманием и речевой продукцией.

Развернуть…

Курс включает обычно 10-16 процедур. Продолжительность процедуры занимает от 30 минут. Схема лечения и продолжительность подбираются неврологом индивидуально с учетом возраста, основного диагноза и сопутствующей патологии на основании стандартов, разработанных в МЦ CORTEX . Процесс не вызывает никакого дискомфорта и абсолютно безболезненный.
Метод практически не имеет побочных действий. Однако, как и для любого лечения, существует ряд противопоказаний для проведения процедуры. Сюда относятся системные заболевания крови, наличие злокачественных опухолей, гипертония, простудные и инфекционные болезни (особенно, сопровождающиеся высокой температурой), повреждения кожи в области воздействия, а также некоторые другие заболевания. При наличии эписиндрома подбор схемы лечения индивидуален. На лечение методом биофизической активации принимаются дети с ремиссией приступов не менее 10 месяцев. Положительные изменения на фоне проведения биофизической активации наблюдаются уже через несколько процедур, но максимальный эффект развивается через полтора-три месяца после курса. Как правило, для закрепления полученных результатов и дальнейшего развития двигательных и когнитивных навыков специалистами центра рекомендуется повторный курс лечения через 4-6месяцев.


Вспомогательное лечение - комплекс, в который включены самые передовые медицинские технологии симптоматического лечения различных форм ЗПР, ЗРР, СДВГ и др.

1. Нейропротективная терапиядля регулирования интегративной деятельности мозга, лимфомежклеточная терапия и  эндоназальный электрофорез кортексина – методики, позволяющие доставлять малые дозы церебропротекторовэндолимфатически и эндоназально, они непосредственно попадают в ткани головного мозга, минуя гематоэнцефалический барьер.

2. Медикаментозная терапия занимает важное место в лечении ММД. Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка с ММД остро выражены, имеется скрытая нейроинфекция и т.д. В настоящее время при лечении ММД находят применение различные группы препаратов, в том числе антиоксиданты(мексидол, актовегин), ноотропные препараты (церебролизин, энцефабол, семакс, кортексин) и многие другие.

3. Транскраниальная и трансвертебральнаямикрополяризация  -  удачно сочетает в себе неинвазивность и избирательность воздействия позволяет улучшить или восстановить двигательные, психические, речевые функции. Направленность влияния достигается за счет использования малых площадей электродов, расположенных на соответствующих корковых (фронтальной, моторной, височной и др.) или сегментарных (поясничный, грудной, шейный и др.) проекциях головного или спинного мозга.

4. С целью нейрофизиологической регуляции стато-кинетической функции ЦНС в МЦ CORTEX применяется уникальная разработка Центра авиакосмической медицины -подошвенный имитатор опорной нагрузки«Корвит».Прибор позволяет имитировать показатели физического воздействия на стопу при ходьбе, что способствует нормализации процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, развитию и восстановлению координации движений. Аппарат обеспечивает возникновение импульса и поступление его к коре мозжечка, позволяя опосредованно формировать и улучшать навыки речи и восприятия окружающего мира.

5. Биоакустическая коррекция головного мозга (БАК)– метод воздействия на структуры головного мозга с помощью компьютерной программы, способной преобразовывать сигналы мозга, полученные из электроэнцефалограммы человека, в звук.

6. Метод аудиовокальных тренировок RUSTOMATISпо методу А. Томатиса. В 50-х годах XX века в процессе изучения автором методики влияния на мозг человека звуков различной частоты было обнаружено, что ухо не просто слышит звуки разной частоты и латеральности – колебания превращаются в электрические импульсы, которые поступают в мозг. В настоящее время разработан специальный прибор звукозаписи высокочастотных и низкочастотных компонентов – «электронное ухо». При чередовании такой музыки путем напряжения и расслабления у ребенка тренируется аппарат среднего уха – молоточек и стремечко, с помощью чего расширяется диапазон восприятия внешних факторов, увеличивается концентрация внимания, в мозг поступает новая информация и, как следствие исчезают многие нарушения и расстройства. Система аудиокоррекции настраивает, тренирует и «обучает» вестибулярный аппарат и системы слухового анализатора правильно обрабатывать поступающую информацию.

7. Дифференцированный сегментарный массаж способствующий нормализации мышечного тонуса и оказывающий расслабляющий и седативный эффекты при гипервозбудимости ребенка.

8. Адаптивная гимнастика .

9. Логопедическая коррекциявключает диагностику степени речевых нарушений, ежедневные занятия, направленные на улучшение речевой функции и логопедический массаж для коррекции различных видов дизартрии и дисфагии;

10. Психологическая помощьвключает в себя: индивидуальные консультации, патопсихологические пробы (исследование внимания, памяти, мышления, особенностей эмоционально-личностной сферы) и нейропсихологические пробы (исследование латеральных предпочтений, моторной и сенсорной асимметрии, общей осведомленности, познавательных, речевых, мнестических, интеллектуальных функций). Составляется экспериментально-психологическое заключение, которое выдается родителям. Специалистом подбирается индивидуально-психологическая программа коррекции нарушений в той или иной сфере для конкретного ребенка и дальнейшие рекомендации.

Психолого-педагогические мероприятия:

1. Следует обеспечить достаточную физическую нагрузку ребенку: в случае гиперактивности, нужно давать выход эмоциям и подвижности, а в случаях гипоактивности необходимо, чтобы нагрузки не были непосильными, но в то же время стимулировали активность.

2. Необходимо обеспечить здоровую психологическую атмосферу в семье и в окружении. Важно создать спокойствие и стабильность, ведь они помогут в коррекции перепадов настроения. Нельзя допускать излишне строгой дисциплины, но также нельзя проявлять гиперопеку или потакание капризам.

3. Обязательно соблюдение некоторых режимных моментов (ложиться и вставать в одно и то же время, выделять время для работы и отдыха и т.д.).

4. Способствовать развитию слабых сторон ребенка: играть в игры, требующие участие мелкой моторики рук, запоминать сказки и стихи, но не механически – стараться заинтересовать ребенка содержанием и т.п. Важным условием лечения будут занятия с психологом, специальными педагогами и логопедом.