Основное лечение
«Биофизическая активация нейромоторных структур головного мозга».
Процесс онтогенеза (индивидуального развития) человека можно разделить на четыре основных периода: пренатальное (внутриутробное) развитие, детство, взрослое состояние, старость.
Внутриутробный период развития принято делить на эмбриональный (от 0 до 3 месяцев) и плодный (от 3 до 9 месяцев). В процессе онтогенеза организм повторяет историю филогенетического развития. Так, у эмбриона человека на ранних стадиях развития обнаруживаются жаберные щели, а сердце проходит стадию двухкамерного органа, как у рыб, затем трехкамерного, как у земноводных, и лишь потом становится четырехкамерным, между развивающимися пальцами кисти и стопы можно обнаружить перепонки.
Последовательность индивидуального развития генетически обусловлена и реализуется при взаимодействии организма с условиями среды. Переход от одного этапа развития к другому совершается в короткие отрезки времени, которые рассматриваются как переломные, или критические, периоды онтогенеза. Они определяются скоростью и временем развития физиологической функции. Характерным признаком преобразовательных процессов является возникновение высокой чувствительности к определенным условиям среды в сенситивные периоды (от лат. sensus — чувство). Это связано с необходимостью притока адекватной сенсорной информации для правильного и быстрого развития функции. Отсутствие или дефицит внешних воздействий в эти периоды может оказаться фатальным для становления функций (рис. 1).
Рис. 1. Схема возможных вариантов развития системы в критическом сенситивном периоде в зависимости от генетических и средовых факторов:
1 — благоприятные воздействия на развитие; 2 — неблагоприятные воздействия, ведущие к отклонению и задержке развития.
Показано, что первыми в эмбриогенезе созревают нервные клетки стволовой части мозга, регулирующие функции питания и дыхания. Особенно подробно исследовано гетерохронное становление функциональной системы питания новорожденного. К моменту рождения первыми созревают мышцы лица и языка, обеспечивающие акт сосания, и соответствующие им участки ядер черепно-мозговых нервов.
В мозге человека в среднем содержится около 100 млрд нейронов, которые принимают, хранят, обрабатывают и передают информацию с помощью электрических и химических сигналов. Взаимодействие между нейроном и другими нервными клетками и органами происходит с помощью коротких (дендриты) и длинного (аксон) отростков.
Каждый аксон, подобно проводу, покрыт изоляционным материалом — миелиновой оболочкой, которая обеспечивает более высокую скорость прохождения нервных импульсов и защищает нервные волокна от повреждений. Кроме того, эта оболочка несет опорную функцию, а также, по последним данным, служит для аксона, нуждающегося в большом количестве энергии, своего рода «заправочной станцией».
Аксон — главный «кабель» нейрона, покрытый миелиновой оболочкой. Он отдаленно к специальные обслуживающие клетки (олигодендроциты либо клетки Шванна), — обеспечивает передачу электрических импульсов без потерь и с максимальной скоростью. © ServierMedicalArt. Слева — аксоны седалищных нервов мыши (красные), обернутые клетками Шванна (зеленые, ядра — синие). Фото A. Alvarez-Pratsи T. Balla. © Eunice Kennedy Shriver / National Institute of Child Health and Human Development / NIH
В головном мозге миелиновую оболочку создают олигодендроциты, в периферической нервной системе — клетки Шванна. Каждый олигодендроцит образует несколько «ножек», которые неоднократно «оборачиваются» вокруг части какого-нибудь аксона. В результате один олигодендроцит оказывается связан с несколькими нейронами.
Миелин — это множество слоев клеточной мембраны, много раз «намотанных» на аксон. Формируется миелин плоскими выростами «служебных» глиальных клеток, цитоплазма в которых практически отсутствует. Миелиновая оболочка не непрерывна, а дискретна, с промежутками (перехватами Ранвье). Поэтому аксон обладает более быстрой скачкообразной проводимостью: скорость прохождения сигнала по волокнам с миелином и без него может отличаться в сотни раз. Что касается молекулярного состава «изолятора», то он, как и все клеточные мембраны, состоит преимущественно из липидов и белков.
Дефекты нервной «изоляции»
Развитие мозга плода — сложный процесс, при котором происходят быстрые перестройки морфологии и микроструктуры нервной ткани. В некоторых зонах мозга процесс формирования миелина начинается уже с 18–20-й недели беременности, а продолжается приблизительно до десятилетнего возраста.
Состояние нервных клеток во внутриутробном периоде и после рождения в периоды активного спраутинга (восстановление, разветвление, рост) в нервной системе является предиктором развития здорового ребенка или заболевания. Напрямую связанный с критическими периодами развития нервной системы нейрональныйспраутинг отражает степень патологического воздействия на мозг у плода.
Исследования влияния патологических факторов (гипоксии, ишемии, травмы, инфекции) на развивающейся плод и его органы, проведенные рядом учёных показали, что чем в меньшей степени ликвидирован патологический процесс в органе, тем в большей степени происходит его воспроизведение при действии уже минимального патологического фактора. Смотри
Известно, что функции глотания, сосания, дыхания, координации движений формируются и активно проявляются у плода уже в 13-16 недель. Перинатальная патология нервной системы, хроническая и острая гипоксия и ишемия (в результате нейроинфекции), в том числе интранатального периода, затрагивает те отделы нервной системы, которые были уже повреждены или несостоятельны на этапе внутриутробного формирования.
Пролиферация, миграция и дифференцировка нервных клеток в норме и при перинатальном повреждении мозга (ППЦНС) качественно отличается друг от друга, и проявляются нарушением программы развития моторных, интеллектуально-коммуникативных, перцептивных и речевых функций.
В основе ППЦНС лежит незрелость соединительной ткани, прогрессирующий апоптоз (процесс гибели клетки), снижение пролиферативной активности олигодендроцитов, очаговый распад миелиновых оболочек и фрагментация осевых цилиндров в нервных волокнах белого вещества и передних корешках спинного мозга. Повреждение нервных клеток происходит на разных этапах развития ЦНС: внутриутробно с 10 недель развития, перед рождением ребенка за 7–8 суток до рождения, в первые часы после рождения и в критические периоды развития нервной системы. Все повреждения миелиновой оболочки или дефекты, возникшие в период ее формирования, приводят к серьезным, иногда неизлечимым заболеваниям. Именно нарушения миелинизации часто лежат в основе задержек физического и умственного развития ребенка, а также служат причиной формирования ряда неврологических и психиатрических патологий.
Классификация (синдромологическая) последствий (исходов) ППНС у детей старше 12 месяцев подробно рассматривается в разделе:
Вероятные исходы ППНС на практике сводятся к четырем вариантам: выздоровление (до 30%), органические нарушения (около 30%), функциональные нарушения (около 40%), смерть (редко).
1. Органические последствия ППНС распределяются по четырем основным категориям: с доминированием нарушений моторной сферы; с нарушением психической сферы; симптоматическая эпилепсия; гидроцефалия.
1.1.Органические последствия с доминированием нарушений моторной сферы включают три основные группы заболеваний:
- детский церебральный паралич (ДЦП) - (по МКБ 10 : спастическая диплегия , детская гемиплегия, дискинетический церебральный паралич, атактический церебральный паралич, смешанный вид церебрального паралича;
- поражения нервных корешков и сплетений;Надрывы и разрывы корешков или сплетений приводят к стойкому двигательному дефициту (паралич, плегия) в конечностях.Последствия перинатального поражения ЦНС, периферические парезы и параличи.
- другие расстройства периферической нервной системы.В отличие от головного мозга, периферические нервы не защищены костями позвоночника или черепа, как и не имеют специальных тканевых барьеров между кровью и мозгом (таких как гематоэнцефалический барьер). Данный класс содержит наименования полинейропатий и других поражений периферической нервной системы.
1.2.Органические последствия ППНС с нарушением психической сферы на практике сводятся к диагнозу: умственная отсталость неуточненная, дальнейшее уточнение степени которой находится в компетенции детских психиатров и медицинских психологов. Олигофрения - выражается в том, что формирование большинства функций нервной системы происходит со значительной задержкой, при этом многие важные для адаптации функции не формируются вообще. Традиционно принято разделять олигофрению по степени выраженности на идиотию, имбецильность и дебильность.
1.3. Симптоматическая эпилепсия .
2. Функциональные нарушения (исходы ППНС) рассматриваются в четырех больших рубриках:
2.1. Нарушения моторной сферы - диспраксия - это своеобразное двигательное расстройство, при котором нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса, но ребенок испытывает трудности в координации и при выполнении сложных и целенаправленных движений.
2.2. Специфические расстройства речи и развития у детей (СРРР). Характеризуются первичными нарушениями развития речи, при которых ребенок имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью, задержка в развитии или повреждение проявляются без предшествующего периода нормального развития.В эту категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, речевые нарушения, обусловленные нарушением слуха, умственной отсталостью, аутизмом, эпилепсией.
- Расстройство экспрессивной речи. В это расстройство включаются: моторная алалия; задержка речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) I—III уровня; связанная с развитием дисфазии экспрессивного типа; связанная с развитием афазии экспрессивного типа. Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР) часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР).
2.3. Нарушения психической (эмоционально-поведенческой) сферы: расстройства поведения, нервозность, возбудимость и детские истерики, раздражительность и озлобленность ;Наиболее распространенные нарушения эмоционально-волевой сферы :
- синдром дефицита внимания с гиперактивностью . СДВГ. Основные особенности нарушения: ребенок слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение; трудности концентрации внимания приводят к отказу от сложных заданий; ребенок с энтузиазмом берется за задание, но не может закончить его; часто забывает задание, инструкции и др.; при словесном обозначении предметов и др. может продуцировать различные варианты; часто не соблюдает нормы общения и поведения.
- аутизм (от лат. autos – погружение в себя) или РАС (расстройство аутистического спектра с 2022г.)- нарушение эмоционально-волевой сферы – частичное или полное нарушение связи и контактов с внешним миром). Представляет собой обособление от реальности, отстранение от окружающей среды. Дети с аутизмом избегают зрительных контактов с окружающими.
2.4. Другие (разные) неврологические расстройства: "минимальная мозговая дисфункция" (ММД) . Она также не является полным эквивалентом диагноза "синдром дефицита внимания и гиперактивности" (СДВГ). Установление диагноза СДВГ детям в возрасте до 5 лет неправомочно, как и диагноз "энурез" (устанавливается с 5-летнего возраста). В младенчестве основными проявлениями являются малые неврологические симптомы. У старших детей ММД характеризуется задержкой психического развития, гиперактивностью, социальной дезадаптацией. Она встречается у 5% детей младших классов, среди дошкольников заболеваемость составляет 22%.
При задержках психо-речевого развития страдают отделы мозга, ответственные за речь, память, мышление, поведение. Нарушены связи между нервными клетками и проводящими путями различных отделов ЦНС, имеет место снижение энергетического потенциала и возбудимости нейронов, замедление процесса образования новых нервных волокон, что в итоге тормозит развитие двигательных и когнитивных (познавательных) навыков ребенка. Задержка психоречевого развития - группа расстройств, объединяющихся по клиническим проявлениям, отражающим отставание психического (ЗПР) и/или речевого развития (ЗРР) от возрастной нормы. См.
Поясним следующие понятия: Реабилитация и Лечение.
Реабилитация рассматривается как продолжение лечения, и соответственно проходит под наблюдением врачей. Её главной задачей является выявить последствия болезни и своевременно их устранить. В реабилитации постоянно определяется прогнозирование, определение реабилитационного потенциала, cоциального и трудового прогноза, тогда как лечение направлено на конкретную ликвидацию или компенсацию заболевания.
Основой лечения ЗПРР в МЦ CORTEX является Биофизическая активация нейромоторных структур (БФА).
Биофизическая активация нейромоторных структур (БФА), это уникальная патогенетическая терапия, основу которой составляет щадящая стимуляция пирамидного двигательного пути микротоками с использованием нейрофизиологического прибора, направленная на восстановление и поддержание утраченных и образование новых межнейронных связей в двигательных, сенсорных и психоречевых центрах коры головного мозга и центрах спинного мозга. В результате происходит рост клеточной пролиферации, и миелинизации аксонов.
В качестве стимулов применяются прямоугольные импульсы постоянного тока ,
Установлены нормативные параметры стимулирующего импульса: сила тока в мА, длительность импульсов в мс, частота стимуляции в Гц.
Стимулирующие электроды располагаются в проекционных зонах вдоль нервных стволов человека. Оптимальные условия стимуляции были разработаны в результате тщательного изучения свойств моторных ответов.
Виды биофизической активации нейромоторных структур для ЗПРР:
Биофизическая активация речевых центров левого и правого полушария головного мозга.
Биофизическая активация высших корковых функций для коррекции когнитивных нарушений.
Биофизическая активация межполушарных ассоциативных связей.
Биофизическая активация мышц артикуляционного аппарата.
Лечение задержек психоречевого развития с двигательными нарушениями:
Биофизическая активация речевых центров левого и правого полушария головного мозга.
Биофизическая активация высших корковых функций для коррекции когнитивных нарушений.
Биофизическая активация межполушарных ассоциативных связей.
Биофизическая активация межполушарных нейронных связей в центрах спинного мозга для нижних конечностей (поясничное утолщение).
Биофизическая активация мышц артикуляционного аппарата.
Методика дифференцированна в зависимости от возраста пациента, Установлены нормативы: силы тока, частота тока, время воздействия на одну точку, число точек воздействия, проекционные зоны на теле человека.
Методика позволяет увеличить двигательную активность у детей с церебральным параличом, способствует появлению и развитию у детей моторных навыков – сидения, стояния, ходьбы, развитие мелкой моторики, координации движений, а также позволяет улучшить речь и когнитивные функции центральной нервной системы.