Нейропсихологическая диагностика и коррекция
Нейропсихологическая диагностика (нейропсихологическое обследование). В ходе диагностики определяется морфо-функциональное состояние мозга, квалифицируются нарушения и выявляются количественные характеристики состояния высших психических функций (ВПФ), происходит их топическое соотнесение с определенными областями мозга. Также можно определить целостный синдром нарушения ВПФ, который может быть обусловлен тем или иным нарушением одного или нескольких факторов, уровень реализации психических процессов, латерализацию патологического процесса. Кроме того, в ходе нейропсихологической диагностики выявляются поврежденные и сохранные звенья психической функции.
В России большая часть нейропсихологических методик диагностики была создана А. Р. Лурией и его учениками в 1940—1960-е годы. Большой вклад в становление этих методик внесли культурно-историческая теория развития психики Л. С. Выготского, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и теория деятельности А.Н. Леонтьева. Некоторые методики были заимствованы у зарубежных авторов. Таковыми является проба Хэда, исследующая пространственный праксис, проба на латерализацию тактильных стимулов, созданная Тойбером, а также проба на дихотическое прослушивание Д. Кимура и др.
Нейропсиходиагностическое обследование включает:
а) оценку психомоторного развития;
б) оценку интеллектуального развития;
в) оценку эмоционально-мотивационной сферы;
г) оценку характера и особенностей личности в целом;
д) оценку поведения и психологических механизмов его регуляции.
Нейропсихологическое обследование детей, страдающих ДЦП, позволяет осуществить их результативную реабилитацию. Программа обследования дает возможность разработать научно обоснованную, индивидуальную, и достаточно эффективную программу нейропсихологической реабилитации ребенка, без которой невозможна его полноценная интеграция в общество.
После диагностики при выявлении патологии или дефектов осуществляется нейропсихологическая коррекция.
Нейропсихологи́ческая корре́кция (нейрокорре́кция) — комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.
Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с самого раннего дошкольного и подросткового возраста. Особенно она показана при таких видах дизонтогенеза, как аутизм, умственная отсталость, задержка психического и речевого развития различных типов, общее нарушение, СДВГ и ДЦП.
Детский церебральный паралич (далее ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения (параличи, парезы, нарушения координации, насильственные движения), которые могут сочетаться с изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными припадками, расстройствами чувствительности. Так, глазодвигательные нарушения, недоразвитие и задержка формирования важнейших двигательных функций (удержание головы, сидение и т.п.) способствуют ограничению полей зрения, что, в свою очередь, обедняет процесс восприятия окружающего, приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов. Двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность, что обуславливает недостаточное развитие предметного восприятия, затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации и речи препятствует развитию познавательной деятельности. Отклонения в психическом развитии у детей с церебральным параличом в большой степени обусловлены недостаточностью практической деятельности и социального опыта, коммуникативных связей с окружающими и невозможностью полноценной игровой деятельности. Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости. Личностная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Часто у детей формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности; так, ребенок даже с сохранной ручной деятельностью долго не осваивает навыки самообслуживания. Как видно из выше сказанного, дети с детским церебральным параличом – это дети с особыми образовательными потребностями и возможностями.
Нейропсихологическая коррекцияв лечении и реабилитации ДЦП подразумевает проведение системы специальных мероприятий, направленных на восстановление (развитие, формирование) психических функций процессов, свойств, способностей, позволяющих ребенку адаптироваться в обществе, то есть направленных на восстановление и развитие психологических механизмов социальной интеграции. Мозг человека устроен очень сложно, а его функции крайне разнообразны: он управляет и поведением, и обучением, и речью, и движениями, и чувствами, и мыслями. При детском церебральном параличе, спастические, и другие его формы вызваны повреждением головного мозга. У ребенка кора головного мозга дозревает к периоду полового созревания, поэтому если было поражение или недоразвитие ЦНС, чем раньше начнется коррекция и реабилитация, тем больше вероятности, что сохранные звенья, возьмут на себя функции пораженных участков коры головного мозга.
Нейропсихологическая коррекция в МЦ CORTEX проводится на фоне патогенетической терапии «Биофизической активации нейромоторных структур головного мозга». Проведение программы психологической помощи способствует более эффективной стимуляции и активизации процессов развития мозговой ткани.
На начальном этапе нейропсихолог проводит подробное, всестороннее обследование, помогающее определить имеющиеся нарушения и сформировать задачи, которые будут решаться в процессе коррекции. Кроме этого он определяет индивидуальные и нейропсихологические особенности ребёнка, помогающие решению поставленных задач.
Индивидуальный план занятий разрабатывается по принципу комплексного влияния на ЦНС. В результате одновременно активируется когнитивная, эмоциональная и сенсомоторная функции, что крайне важно для детей с нарушениями развития.
Во время реабилитации сложность проводимых упражнений повышается с каждым сеансом. После окончания занятия нейропсихолог назначает домашнее задание для ребёнка и его родителей. Выполнение этих упражнений помогает ускорить достижение требуемого эффекта.
Сеансы двигательной нейрокоррекции стабилизируют психологическое состояние пациента, улучшают координацию (также и почерк), снижают утомляемость, увеличивают работоспособность. Двигательные занятия помогают развивать мышление, пространственное виденье, память, восприятие на слух и зрительно.
В дальнейшем родителям выдаются рекомендации, как взаимодействовать с ребенком. Целесообразность психологической реабилитации, ее приоритетные направления, оптимальные методические приемы определяются, прежде всего, тем, какие сферы психической деятельности оказались нарушенными и тем, какие психические функции следует восстанавливать и развивать в первую очередь.