Аудиовокальная терапия в лечении ЗПРР.

В МЦ CORTEX в составе комплексного лечения ЗПРР используется -  метод аудиовокальной терапии RUSTOMATIS (RULISTEN). 

В 50-х годах XX века, французский врач А. Томатис изучал влияние на мозг человека звуков различной частоты. Им было выявлено, что ухо зародыша начинает полноценно функционировать в 4,5 месяца, поэтому в период внутриутробного развития, ребенок слышит множество звуков – стук сердца матери, ее дыхание, шум от работы внутренних органов. При рождении эти звуки становятся ему недоступны, это происходит, потому что в утробе матери уши ребенка заполнены амниотической жидкостью, благодаря которой ребенок более чувствителен к высокочастотным звукам – выше 8000 колебаний в секунду. 
А. Томатис проводил  специальные эксперименты, позволяя детям с задержкой психического развития и речи, нарушением концентрации внимания, аутизмом, расстройствами моторно-двигательных функций слушать низкочастотную и высокочастотную (электронные переключения между потоками, задержки, частотные фильтры, латеральность и другие, запрограммированные в лаборатории с помощью специального оборудования эффекты) музыку. Родители этих детей отмечали заметные положительные результаты. 

В медицинском центре «CORTEX» лечение методом Томатиса  (метод аудиовокальных тренировок с параметрами А. Томатиса) проводится параллельно с применением основного лечения ЗПРР 
«Биофизическая активация нейромоторных структур головного мозга» (БФА), что способствует повышению эффективности метода аудиовокальных тренировок.

В своё время А. Томатис обнаружил, что ухо не просто слышит звуки разной частоты и латеральности – колебания превращаются в электрические импульсы, которые поступают в мозг. Был разработан специальный прибор звукозаписи высокочастотных и низкочастотных компонентов – «электронное ухо». При чередовании такой музыки путем напряжения и расслабления у ребенка тренируется аппарат среднего уха – молоточек и стремечко, с помощью чего расширяется диапазон восприятия внешних факторов, увеличивается концентрация внимания, в мозг поступает новая информация и, как следствие исчезают многие нарушения и расстройства. Существует множество исследований, доказывающих эффективность применения метода А. Томатиса: улучшается сосредоточение и концентрация внимания, память, происходят значительные улучшения мелкой и крупной моторики, развиваются творческие способности маленького пациента.

Продолжительность лечебной сессии Томатис терапии составляет 30 часов - 15 дней по 2 часа в день. Если ребенок отказывается одевать наушники, мы должны понять, почему он это делает и применить адекватную стратегию в зависимости от причины. Нужно  показать, что они не опасны, надеть наушники на маму, на себя, затем на ребенка, отвлечь на что-то интересное, похвалить за успех. Первые дни ребенок адаптируется к наушникам, он может пытаться их снять. При данном поведении мы контролируем ребенка, в таких случаях рекомендуется широко известная «холдинг» терапия – психотерапевтическая техника, используя которую, мать обнимает своего ребенка. На практике даже самые гиперактивные и тревожные дети быстро привыкают к прослушиванию. 

Преимущество состоит в том, что когда ребенок находится в наушниках, он продолжает слышать голос мамы, которая может своим присутствием его успокоить и подбодрить. Также ребенок находится в комфортной и спокойной обстановке, подбирается индивидуальная громкость. 

Наушники являются беспроводными, во время прослушивания возможна  любая творческая деятельность (рисование, лепка, аппликации, поделки, танцы, раскраски); настольные (не видео) игры; небольшое общение для  эмоциональной поддержки; физическая активность, питье воды или соков. Не рекомендуется:  заниматься тем, что способствует стрессовым переживаниям; запрещается просмотр мультфильмов и видеоигр; чтение; нахождение в тревожной обстановке,  прием  пищи.

Метод А. Томатиса прошел множество клинических испытаний. Наиболее эффективным он оказался при аутизме, устранении трудностей в обучении и решении поведенческих проблем.

Оказываемые эффекты.

При задержке речи и развития:

  • лучшая расшифровка и анализ звуковых сигналов
  • ускорение развития речи, правильного произношения звуков
  • возрастает скорость умственного развития
  • улучшение внимания, памяти
  • улучшение навыков общения
  • улучшение моторных функций.

При СДВГ:

  • развитие функций мозжечка и вестибулярного аппарата
  • развитие энергетического потенциала мозга, как следствие – снижение активности
  • развитие контроля
  • развитие избирательного внимания

При аутизме и расстройствах аутистического спектра:

  • ослабление симптомов заболевания
  • развивается включенность в жизнь и общение
  • развивается речь, улучшается понимание речи
  • уменьшается гиперчувствительность к звукам, тактильным ощущениям, всему новому
  • уменьшаются гневные, тревожные реакции, страхи и стереотипное поведение
  • происходят изменения вкусовых ощущений, улучшается восприятие еды
  • улучшаются социальные навыки: смотрят в глаза, следуют инструкциям, инициируют контакт, могут стать более нежными

При синдроме Дауна:

  • улучшение слуховых и речевых навыков (используют больше слов, улучшается речь)
  • улучшается координация
  • улучшается сон
  • дети становятся более сговорчивыми, улучшается концентрация внимания, выполняют инструкции

При ДЦП:

  • улучшение моторики, координации
  • ускорение процесса реабилитации, хорошо использовать в комплексе лечебных мероприятий

При эмоциональных проблемах:

  • снижение депрессии
  • уменьшение тревожности, страхов
  • коррекция нарушений сна
  • снижение неуверенности
  • снижение агрессивности

При заикании:

  • уменьшение клинических проявлений

Для дошкольников, школьников / учащихся:

  • улучшение когнитивных навыков и познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение)
  • помощь при дислексии, диспраксии, дискалькулии
  • развитие речи
  • развитие навыков письма, чтения, счета
  • улучшение навыков коммуникации
  • увеличение уверенности в себе
  • увеличение творческого потенциала
  • увеличение мотивации к учебе

       При раннем обнаружении проблемы ЗПРР (когда ребёнок развивается быстрее всего) велика вероятность благоприятного исхода. Но за лечение необходимо браться незамедлительно, как только обратите внимание, что поведение и восприятие ребёнка отличается от его сверстников! Не стоит думать «пройдёт», «догонит», «перерастёт», ведь здесь на счету каждая неделя. Проведение основного лечения – БФА, дополненное комплексом вспомогательного лечения , в том числе методом аудиовокальных тренировок будет способствовать гармоничному развитию ребёнка.