Аудиовокальная терапия в лечении ЗПРР.
В МЦ CORTEX в составе комплексного лечения ЗПРР используется - метод аудиовокальной терапии RUSTOMATIS (RULISTEN).
В 50-х годах XX века, французский врач А. Томатис изучал влияние на мозг человека звуков различной частоты. Им было выявлено, что ухо зародыша начинает полноценно функционировать в 4,5 месяца, поэтому в период внутриутробного развития, ребенок слышит множество звуков – стук сердца матери, ее дыхание, шум от работы внутренних органов. При рождении эти звуки становятся ему недоступны, это происходит, потому что в утробе матери уши ребенка заполнены амниотической жидкостью, благодаря которой ребенок более чувствителен к высокочастотным звукам – выше 8000 колебаний в секунду.
А. Томатис проводил специальные эксперименты, позволяя детям с задержкой психического развития и речи, нарушением концентрации внимания, аутизмом, расстройствами моторно-двигательных функций слушать низкочастотную и высокочастотную (электронные переключения между потоками, задержки, частотные фильтры, латеральность и другие, запрограммированные в лаборатории с помощью специального оборудования эффекты) музыку. Родители этих детей отмечали заметные положительные результаты.
В медицинском центре «CORTEX» лечение методом Томатиса (метод аудиовокальных тренировок с параметрами А. Томатиса) проводится параллельно с применением основного лечения ЗПРР «Биофизическая активация нейромоторных структур головного мозга» (БФА), что способствует повышению эффективности метода аудиовокальных тренировок.
В своё время А. Томатис обнаружил, что ухо не просто слышит звуки разной частоты и латеральности – колебания превращаются в электрические импульсы, которые поступают в мозг. Был разработан специальный прибор звукозаписи высокочастотных и низкочастотных компонентов – «электронное ухо». При чередовании такой музыки путем напряжения и расслабления у ребенка тренируется аппарат среднего уха – молоточек и стремечко, с помощью чего расширяется диапазон восприятия внешних факторов, увеличивается концентрация внимания, в мозг поступает новая информация и, как следствие исчезают многие нарушения и расстройства. Существует множество исследований, доказывающих эффективность применения метода А. Томатиса: улучшается сосредоточение и концентрация внимания, память, происходят значительные улучшения мелкой и крупной моторики, развиваются творческие способности маленького пациента.
Продолжительность лечебной сессии Томатис терапии составляет 30 часов - 15 дней по 2 часа в день. Если ребенок отказывается одевать наушники, мы должны понять, почему он это делает и применить адекватную стратегию в зависимости от причины. Нужно показать, что они не опасны, надеть наушники на маму, на себя, затем на ребенка, отвлечь на что-то интересное, похвалить за успех. Первые дни ребенок адаптируется к наушникам, он может пытаться их снять. При данном поведении мы контролируем ребенка, в таких случаях рекомендуется широко известная «холдинг» терапия – психотерапевтическая техника, используя которую, мать обнимает своего ребенка. На практике даже самые гиперактивные и тревожные дети быстро привыкают к прослушиванию.
Преимущество состоит в том, что когда ребенок находится в наушниках, он продолжает слышать голос мамы, которая может своим присутствием его успокоить и подбодрить. Также ребенок находится в комфортной и спокойной обстановке, подбирается индивидуальная громкость.
Наушники являются беспроводными, во время прослушивания возможна любая творческая деятельность (рисование, лепка, аппликации, поделки, танцы, раскраски); настольные (не видео) игры; небольшое общение для эмоциональной поддержки; физическая активность, питье воды или соков. Не рекомендуется: заниматься тем, что способствует стрессовым переживаниям; запрещается просмотр мультфильмов и видеоигр; чтение; нахождение в тревожной обстановке, прием пищи.
Метод А. Томатиса прошел множество клинических испытаний. Наиболее эффективным он оказался при аутизме, устранении трудностей в обучении и решении поведенческих проблем.
Оказываемые эффекты.
При задержке речи и развития:
- лучшая расшифровка и анализ звуковых сигналов
- ускорение развития речи, правильного произношения звуков
- возрастает скорость умственного развития
- улучшение внимания, памяти
- улучшение навыков общения
- улучшение моторных функций.
При СДВГ:
- развитие функций мозжечка и вестибулярного аппарата
- развитие энергетического потенциала мозга, как следствие – снижение активности
- развитие контроля
- развитие избирательного внимания
При аутизме и расстройствах аутистического спектра:
- ослабление симптомов заболевания
- развивается включенность в жизнь и общение
- развивается речь, улучшается понимание речи
- уменьшается гиперчувствительность к звукам, тактильным ощущениям, всему новому
- уменьшаются гневные, тревожные реакции, страхи и стереотипное поведение
- происходят изменения вкусовых ощущений, улучшается восприятие еды
- улучшаются социальные навыки: смотрят в глаза, следуют инструкциям, инициируют контакт, могут стать более нежными
При синдроме Дауна:
- улучшение слуховых и речевых навыков (используют больше слов, улучшается речь)
- улучшается координация
- улучшается сон
- дети становятся более сговорчивыми, улучшается концентрация внимания, выполняют инструкции
При ДЦП:
- улучшение моторики, координации
- ускорение процесса реабилитации, хорошо использовать в комплексе лечебных мероприятий
При эмоциональных проблемах:
- снижение депрессии
- уменьшение тревожности, страхов
- коррекция нарушений сна
- снижение неуверенности
- снижение агрессивности
При заикании:
- уменьшение клинических проявлений
Для дошкольников, школьников / учащихся:
- улучшение когнитивных навыков и познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение)
- помощь при дислексии, диспраксии, дискалькулии
- развитие речи
- развитие навыков письма, чтения, счета
- улучшение навыков коммуникации
- увеличение уверенности в себе
- увеличение творческого потенциала
- увеличение мотивации к учебе
При раннем обнаружении проблемы ЗПРР (когда ребёнок развивается быстрее всего) велика вероятность благоприятного исхода. Но за лечение необходимо браться незамедлительно, как только обратите внимание, что поведение и восприятие ребёнка отличается от его сверстников! Не стоит думать «пройдёт», «догонит», «перерастёт», ведь здесь на счету каждая неделя. Проведение основного лечения – БФА, дополненное комплексом вспомогательного лечения , в том числе методом аудиовокальных тренировок будет способствовать гармоничному развитию ребёнка.