Адаптивная физкультура в лечении ЗПРР.

Адаптивная физкультура ( АФК )— это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Её методы и приемы — физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации.

Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии  здоровья.  Это предполагает, что физическая культура во всех её проявлениях должна стимулировать позитивные морфофункциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма ребёнка.

Магистральным направлением адаптивной физической культуры  является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры. В 1997 году был утвержден госстандарт высшего профессионального образования по специальности "адаптивная физическая культура". Проект госстандарта был разработан на кафедре теории и методики АФК СПБГУ физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.

Применение средств физической культуры с лечебной целью используется при комплексном лечении и реабилитации задержек психического и речевого развития (ЗПРР) у детей в МЦ CORTEX. Их правильное применение способствует укреплению функциональных возможностей и физических качеств организма. В полной мере лечебный эффект при использовании АФК достигается на фоне использования основного лечения «Биофизической активации нейромоторных структур головного мозга».

Установлено, что неустойчивость эмоционально-волевой сферы у пациентов с ЗПРР обычно сопровождается сниженными показателями физического развития и физической подготовленности. Выявлено, что у таких детей не сформированы сенсомоторные, интеллектуальные, речевые, эмоциональные предпосылки к различным видам физической деятельности.

Хорошее интеллектуальное развитие обеспечивается не размером мозга, а количеством нервных связей между структурами мозга и хорошим мозговым кровообращением. Именно с помощью движения мы создаем новую нейронную связь. Когда мы получаем сенсорный стимул и в ответ начинаем движение, происходит образование новой нервной связи. Без движения это просто невозможно. Поэтому движение – это не только жизнь, но и интеллект. Нет движения – нет получения опыта и новых знаний, вместе с тем нет и новых нейронов.

На биохимическом уровне движение стимулирует выработку нейротропинов – биологически активных веществ, способствующих образованию новых нейронов и связей между ними.
Любая двигательная активность будет стимулировать развитие мозга, но особенно, если это будут координированные движения, непосредственно направленные на развитие необходимых психомоторных функций.

Адаптивная физкультура включена во все международные стандарты лечения и развития детей с ЗПР и ЗРР и способствует:

  • Укреплению здоровья.

  • Улучшению психологического состояния. 

  • Активации внимания и развитию памяти. 

  • Формированию правильных двигательных стереотипов.

  • Снятию телесных напряжений.

  • Развитию невербальных компонентов общения.

  • Стимуляции трофических процессов в организме.

  • Усилению кровотока.

  • Улучшению дыхания и питания тканей.

  • Ускорению регенерации и рассасыванию тканевых инфильтратов.

При проведении лечебной физкультуры улучшается работа сердечно-сосудистой системы: кровь оттекает от внутренних органов к поверхности кожи и к мышечным пластам, наступает умеренное расширение периферических сосудов, облегчается работа сердца, повышается его нагнетательная способность, улучшаются кровоснабжение и сократительная способность сердечной мышцы, устраняются застойные явления в малом и большом кругах кровообращения, повышается поглощение тканями кислорода, происходит стимуляция кроветворной функции, способствуя повышению содержания в крови гемоглобина и эритроцитов.

Адаптивная лечебная физкультура активно влияет на газообмен, минеральный и белковый обмены, выделение из организма минеральных солей — натрия хлорида, неорганического фосфора и азотистых органических веществ мочи — мочевины, мочевой кислоты. Все это положительно сказывается на функции внутренних органов и жизнедеятельности организма. Под действием АФК образуются продукты белкового обмена — гистамин, ацетилхолин, усиливается выделение азотистых веществ.

ЛФК улучшает функциональную способность центральной нервной системы, усиливает ее регулирующую и координирующую функцию, стимулирует регенеративные процессы и процессы восстановления функции периферических нервов, повышает общую возбудимость организма, рефлекторно влияя на повышение функционального состояния мозговых центров.

Как проводятся занятия в МЦ CORTEX?

Занятия проводятся индивидуально в залах, оснащенных гимнастическим оборудованием, силовыми тренажерами, баланс-оборудованием. Весь инвентарь полностью обрабатывается перед каждым пациентом. 

Основные методы, которые мы используем с детьми: 

  • Игровой метод.
  • АФК, дыхательные упражнения, упражнения с дополнительным инвентарем, специальные упражнения (упражнения связанные с заболеванием).
  • Стречинг – комплекс упражнений и методов, направленных на растягивание мышц и улучшение гибкости, развитие качественной подвижности в суставах.
  • Нейрогимнастика.

Упражнения, которые включаем в рамках наших занятий:

o      Упражнений лечебной, общей и специальной физической подготовки: суставная разминка и общеразвивающие упражнения с использованием инвентаря (мяч, гимнастическая палка, конусы, барьеры, степы, балансировочные поверхности, массажные мячи)

o      Упражнения с использованием тренажёра Гросса.

o      Упражнения в костюме Атлант.

o      Упражнения на координацию: на твердой опоре, на неустойчивой опоре: на балансировочной подушке, полусферах, доске Бильгоу.

Нейрогимнастика на занятиях АФК.

Нейрогимнастика включает в себя комплексы упражнений, направленных на развитие подкорковых структур, межполушарных связей, связей между корой и подкорковыми структурами (у детей с РАС и ЗПРР как раз и отмечается дефицитарность связей между корой и подкоркой, а также неправильное функционирование последней, что проявляется в гипер-или гипотонусе, утомляемости, малой концентрации внимания).

На занятиях АФК мы включаем нейрогимнастические упражнения, такие как:

·       дыхательные упражнения: насыщают мозг кислородом;

·       растяжки: работа с мышечными дистониями и гипертонусом. Напряженные мышцы при гипертонусе, например, сообщают мозгу о том, что организм находится в стрессе и к обучению (получению новых знаний) не готов. Тогда все сенсорные стимулы от ствола мозга не поднимаются к коре больших полушарий, потому что лимбическая система их не пропускает, воспринимая их как стрессовую ситуацию. Как только мышцы во время растяжки расслабились – наш мозг готов  к обучению и лимбическая система воспринимает их как приключенческий и познавательный опыт и сигналы беспрепятственно поднимаются к коре мозга.  Тот же эффект происходит при расслабляющем массаже;

·       упражнения на развитие межполушарных связей: для согласованной работы обеих полушарий, для развития аналитико-синтетической деятельности мозга, для развития произносительной и понимающей части речи, для улучшения скорости переработки информации;

·       упражнения на развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации: детям, у которых есть задержки речи, сенсомоторная коррекция необходима в первую очередь, потому что моторные центры (двигательные) и речевые находятся рядомв головном мозге. Вот почему развитие крупной и мелкой моторики стимулирует развитие речи у детей. Упражнения на зрительно-моторную координацию развивают глазодвигательные функции у детей, совершенствуют точность движений, моторную ловкость, расширяют зрительное поле, делают взгляд живым, позволяют тренировать быстрый приём информации через зрительный анализатор, подготавливают руку к письму, корректируют почерк;

  • упражнения на развитие ловкости и координации движений;
  • упражнения на развитие пространственной ориентации и формирование схемы тела: на занятиях, выполняя различныеупражнения, улучшаются функции сенсорной интеграции, ребенок лучше чувствует свое тело, точнее пользуется им, тем самым развивается плавность движений, ловкость, большая часть энергии мозга направляется на интеллектуальную деятельность, сенсорные стимулы начинают восприниматься адекватно.