Логопедическая коррекция при ЗПРР.
Система лечения и медицинской реабилитации в Медицинском центре «CORTEX» эффективно стимулирует речевую активность детей с тяжелыми формами речевого недоразвития. Основными пациентами центра являются дети с перинатальной церебральной патологией, у которых постепенно, по мере созревания мозга, выявляются признаки повреждения или нарушения развития различных звеньев двигательного анализатора, а также психического, доречевого и речевого развития. Очень важно как можно раньше выявить нарушения психомоторного и речевого развития ребенка и организовать восстановительное лечение, т.к. формирование правильной речи происходит еще в раннем детстве: от 0 и до 4-5 лет. В будущем ребенок только пополняет свой словарный запас и употребляет новые конструкции грамматики, осваивает особенности написания слов в родном для него языке. Первые годы жизни являются периодом наиболее быстрого развития не только организма ребенка, но и его нервно-психической деятельности. Основное лечение ЗПРР в МЦ CORTEX«Биофизическая активация нейромоторных структур головного мозга» создаёт платформу для проведения эффективной логопедической коррекции. Многие родители на недостатки речи своих детей реагируют достаточно спокойно и считают, что все образуется само собой. Однако, такое мнение ошибочно. Речь — это не только способ общения с другими людьми, но и основа для успешного усвоения знаний. Поэтому то, как говорит ребенок, свидетельствует о его психическом и интеллектуальном развитии.
В медицинском центре «Кортекс» логопед-дефектолог проводит комплексное обследование речевого развития ребенка, консультирует и дает рекомендации, при необходимости составляет план дальнейшей коррекционной работы.
Логопедические услуги в МЦ CORTEX, включают в себя:
- проведение логопедического обследования пациентов с нарушениями речи и иных когнитивных функций (в синдроме речевых расстройств), голоса и глотания, нарушениями нейродинамического аспекта психической деятельности.;
- назначение и проведение логопедическойкоррекции, в том числе:
Ø Логопедический массаж (зондовый);
Ø Логопедический массаж с тейпированием;
Ø Занятия на аудиотренажере с речевыми фильтрами «Форбрейн»;
Ø Занятия с использованием «Умного зеркала»;
Ø Консультирование родителей (их законных представителей), родственников (лиц их замещающих) или членов семей и пациентов с нарушениями речи и иных когнитивных функций (в синдроме речевых расстройств), голоса и глотания по результатам реабилитации и обследования.
Зондовый логопедический массаж.
Эта процедура применяется для:стимуляции речевой моторики и улучшения мышечного тонуса артикуляционного аппарата.
Для проведения массажа используются специальные зонды. С помощью этих инструментов логопед воздействует на губные мышцы и языка, щёк, мягкого нёба с помощью скольжения, надавливания, отодвигания и потирания. Описанные манипуляции с отдельными участками артикуляционного аппарата ведут к его оздоровлению и восстановлению правильной работы. Но кроме нормализации звукопроизношения зондовый массаж оказывает благотворное воздействие на нервную систему, что дополнительно стимулирует развитие детской речи.
Инструменты (зонды) используют для работы с артикуляционными органами, предплечьем. Зоны массажа подбираются индивидуально, в зависимости от того, на что жалуется пациент. С помощью зондов можно расслабить мышцы лица и повысить их тонус, избавиться от спазмов. А воздействие на мышцы ведущей руки развивает моторику, помогает в формировании почерка.
В каких случаях поможет логопедический зондовый массаж?
- При моторной алалии, когда у ребенка задержка речевого развития и нужен мощный толчок для «запуска» речи. Задача массажа — улучшить поступление сигналов в головной мозг, для развития пораженных отделов. После процедуры пациент начнёт звукоподражать.
- При дизартрии (расстройства произношения, вызванного нарушением иннервации органов артикуляции), в том числе при ДЦП. Нормализуется тонус мускулатуры, улучшается проводимость нервных импульсов.
- При заикании, для снижения тонуса мышц артикуляторов.
- Используется при реабилитации утраченных речевых функций у взрослых пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. Улучшается произносительный аспект речи, нормализуется тонус пораженных мышц, снижается гиперсаливация, улучшается жевание и глотание.
- При гиперсаливации (повышенном слюноотделении) в любом возрасте.
- При нарушении глотания и жевания.
- При ограниченной подвижности языка, вследствие укорочения подъязычной связки. При легком нарушении массаж улучшит её эластичность. При более выраженном нарушении подъема потребуется хирургическое вмешательство.
- При ринолалии. Логопедический массаж разгладит рубцы, негативно влияющие на подвижности органов, послеоперационные швы, улучшит работу мышц.
Когда предпочтительнее проводить логопедический зондовый массаж?
Лучше всего натощак, либо через час-полтора после еды.
Какие преимущества и недостатки у зондового логопедического массажа?
Преимущества:
o ускорение постановки звуков;
o развитие моторных навыков;
o улучшение работы мышц;
o повышение тонуса;
o гиперсаливация;
o не требуется сложное оборудование и специальные условия для проведения процедуры.
Недостаток можно выделить только один: зондовый массаж не может применяться как единственное средство борьбы с нарушениями речи. В обязательном порядке требуется проведение основного лечения «Биофизической активации нейромоторных структур головного мозга», а также комплекса вспомогательного лечения:
Логопедический массаж с тейпированием.
Кинезиотейпирование в логопедии позволяет воздействовать через кожный покров на нервные окончания, рецепторы. Результатом становится нейрорефлекторное воздействие. Тейпинг позволяет работать с фасциями – улучшать локальный лимфоток, микроциркуляцию в тканях.
Наиболее эффективно логопедическое тейпирование в следующих случаях:
o Проблемы с дикцией. Отмечаются дефекты при произнесении губных звуков;
o Нарушения произношения, вызванные слабостью мышц щек и губ;
o Неспособность удержания артикуляционных поз при постановке звуков и их автоматизации;
o Невриты, парезы;
o Инфантильный тип глотания;
o Нарушение мелкой и общей моторики;
o Птоз;
o Бруксизм;
o Повышенное слюнотечение. Позволяет бороться с избыточным образованием слюны, решать проблемы с проглатыванием;
Тейпирование позволяет усилить эффект логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Кинезио тейп тонизирует нерабочие, слабые мышцы, устраняют гипертонус мышц. Применение тейпинга наиболее результативно после массажа, перед проведением артикуляционной гимнастики. Процедуры помогают детям с задержкой речевого развития «запустить» механизм речи. Благодаря высокой результативности тейпинг активно используется в логопедической практике в комплексе с другими способами терапии.
Проводить логопедический массаж с тейпировниемне рекомендуется при наличии:
o инфекционных, вирусных заболеваний,
o повышенной температуре тела,
o кожных заболеваний,
o эписиндромы, эпилепсии в анамнезе – строгое противопоказание;
o недавно перенесенная ангина – с момента выздоровления должно пройти не менее 7 дней.
Занятия на аудиотренажере с речевыми фильтрами «Форбрейн».
Это уникальный, безопасный, эффективный метод сенсорного развития. Используется для развития речи при ЗРР, ЗПРР, моторной, сенсорной алалии, аутизме, ОНР 1 уровня, нейросенсорной тугоухости.
Оборудование Forbrain — специальное приспособление (включающее в себя наушники и микрофон), предназначенное для более эффективного усвоения слуховой информации и преодоления коммуникативных проблем.
Как работает Форбрейн?
Встроенный динамический фильтр корректирует голосовой аппарат и придает ему естественное частотное звучание и модуляцию. При помощи дополнительного вибрирующего устройства собственный «исправленный» голос незамедлительно воздействует на височную долю головного мозга, в результате чего происходит общая речевая коррекция. Голос становится более ритмичным, тембрально богатым, гармоничным, плавным, интонационно окрашенным.
Гарнитура Форбрейн улучшает основные звуки разговорной речи, облегчает их восприятие и способствует реализации правильного общения и говорения.
Занятия логопеда дефектолога с использованием «Умного зеркала».
Умное зеркало ArtikMe совмещает в себе компьютер с выходом в Интернет и программным обеспечением, конструктор и хранилище для занятий и домашнего задания, видеокамеру для фиксации занятий, журнал для отслеживания динамики ребёнка, органайзер рабочего пространства логопеда. Умное зеркало – новый инструмент, который не имеет аналогов. Предназначен для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями, имеющими проблемы в речевом, когнитивном и эмоциональном развитии. Усваивает некоторые понятия и узнает предметы, развивает восприятие, вызывает положительные эмоции.
Преимущество умного зеркала:
o Помощь в распознании и проявлении эмоций.
o Возможность специалисту выстраивать индивидуальный маршрут ребенка.
o Трудные и скучные этапы работы с логопедом дефектологом превращаются в уникальную игру.
o Развитие самостоятельности и самоконтроля.
o Весь разнообразный дидактический материал расположен непосредственно в поле зрения ребенка.
Проведение логопедической коррекции в составе комплексной терапии (основного и вспомогательного лечения) ЗПРР способствует более эффективному развитию речевой функции у ребенка, позволяет достичь заметных результатов в формировании правильного произношения.