Нейропсихологическая диагностика и коррекция ЗПРР.
Нейропсихологическая диагностика (нейропсихологическое обследование). В ходе диагностики определяется морфо-функциональное состояние мозга, квалифицируются нарушения и выявляются количественные характеристики состояния высших психических функций (ВПФ), происходит их топическое соотнесение с определенными областями мозга. Также можно определить целостный синдром нарушения ВПФ, который может быть обусловлен тем или иным нарушением одного или нескольких факторов, уровень реализации психических процессов, латерализацию патологического процесса. Кроме того, в ходе нейропсихологической диагностики выявляются поврежденные и сохранные звенья психической функции.
В России большая часть нейропсихологических методик диагностики была создана А. Р. Лурией и его учениками в 1940—1960-е годы. Большой вклад в становление этих методик внесли культурно-историческая теория развития психики Л. С. Выготского, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и теория деятельности А.Н. Леонтьева. Некоторые методики были заимствованы у зарубежных авторов. Таковыми является проба Хэда, исследующая пространственный праксис, проба на латерализацию тактильных стимулов, созданная Тойбером, а также проба на дихотическое прослушивание Д. Кимура и др.
Нейропсиходиагностическое обследование включает:
а) оценку психомоторного развития;
б) оценку интеллектуального развития;
в) оценку эмоционально-мотивационной сферы;
г) оценку характера и особенностей личности в целом;
д) оценку поведения и психологических механизмов его регуляции.
Нейропсихологическое обследование детей, страдающих ЗПРР, позволяет осуществить их результативную реабилитацию. Программа обследования дает возможность разработать научно обоснованную, индивидуальную, и достаточно эффективную программу нейропсихологической реабилитации ребенка, без которой невозможна его полноценная интеграция в общество.
После диагностики при выявлении патологии или дефектов осуществляется нейропсихологическая коррекция.
Нейропсихологи́ческая корре́кция (нейрокорре́кция) — комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.
Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с самого раннего дошкольного и подросткового возраста. Особенно она показана при таких видах дизонтогенеза, как аутизм, умственная отсталость, задержка психического и речевого развития различных типов (ЗПРР), общее нарушение, СДВГ и ДЦП.
Задержка психоречевого развития - группа расстройств, объединяющихся по клиническим проявлениям, отражающим отставание психического (ЗПР) и/или речевого развития (ЗРР) от возрастной нормы.
К детям с задержкой психического развития (ЗПР) относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем — слуха, зрения, двигательной системы). Дети данной категории испытывают трудности адаптации, в том числе школьной, вследствие различных остаточных явлений легких повреждений центральной нервной системы или ее функциональной незрелости, соматической ослабленности, церебрастенических состояний, незрелости эмоционально-волевой сферы, а также педагогической запущенности ребёнка в результате неблагоприятных социально-педагогических условий. Таких детей называют детьми с трудностями в обучении. См. https://cortexmed.ru/articles/spetsializatsiya-tsentra/chto-takoe-zprr-zaderzhka-psikhorechevogo-razvitiya-u-detey-/.
Задержка речевого развития (ЗРР) — более позднее в сравнении с возрастными нормами овладение ребёнком устной речью. Например, в среднем, в два года дети уже объединяют слова в небольшие фразы, в три — строят предложения, а в четыре — соединяют их в рассказ.
Речь – важнейшая составляющая нервно-психического развития ребенка, становление которой происходит в течение первых лет жизни, но в дальнейшем определяет ее качество во все последующие возрастные периоды. Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется за счет сложной согласованной работы системы органов, составляющих речевой аппарат. Речевой аппарат состоит из двух частей: центральной и периферической.
Центральный речевой аппарат представлен структурами нервной системы. В него входят речевые зоны коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковые узлы, мозжечок, проводящие пути, ядра ствола головного мозга, а также нервы, иннервирующие дыхательные, голосовые и артикуляторные мышцы.
Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:
- расстройство экспрессивной речи — ребёнок не произносит слова, не строит диалог;
- проблемы с рецептивной речью — не воспринимает речь;
- отклонение в речевой артикуляции — не произносит звуки;
- афазия при аутизме — не говорит и не понимает речь;
- умственная отсталость — нарушены интеллект и поведение, не развиты социально-бытовые навыки;
- глухота.
Диагноз "задержка речевого развития" не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать "замедление темпов речевого развития".
Если в три года постановлен диагноз "задержка речевого развития", необходимо комплексное медицинское лечение и реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.
В настоящее время достаточно часто на практике встречаются дети, имеющие задержку психоречевого развития. К сожалению, не все родители готовы принять это и начать с этим работать, а потому, порой, к специалистам приводят детей 5-8 лет, хотя задержка была выявлена ещё в 2,5-3 года. Причины возникновения ЗПР и ЗПРР различны. ЗПР и ЗПРР не передается по наследству, См. https://cortexmed.ru/articles/spetsializatsiya-tsentra/perinatalnoe-porazhenie-tsentralnoy-nervnoy-sistemy-pptsns/ . С ЗПР И ЗРР, как и с другими трудностями развития, необходимо начинать работать как можно раньше и, непременно, комплексно, чтобы положительный результат появился скорее и был более существенным.
Нейропсихологическая коррекция в МЦ CORTEX проводится на фоне патогенетической терапии «Биофизической активации нейромоторных структур головного мозга» и комплекса вспомогательного лечения. Проведение программы психологической помощи способствует более эффективной стимуляции и активизации процессов развития мозговой ткани.
На начальном этапе нейропсихолог проводит подробное, всестороннее обследование, помогающее определить имеющиеся нарушения и сформировать задачи, которые будут решаться в процессе коррекции. Кроме этого он определяет индивидуальные и нейропсихологические особенности ребёнка, помогающие решению поставленных задач.
Индивидуальный план занятий разрабатывается по принципу комплексного влияния на ЦНС. В результате одновременно активируется когнитивная, эмоциональная и сенсомоторная функции, что крайне важно для детей с нарушениями развития.
Во время реабилитации сложность проводимых упражнений повышается с каждым сеансом. После окончания занятия нейропсихолог назначает домашнее задание для ребёнка и его родителей. Выполнение этих упражнений помогает ускорить достижение требуемого эффекта.
Сеансы
нейрокоррекции стабилизируют психологическое состояние пациента, улучшают координацию (также и почерк), снижают утомляемость, увеличивают работоспособность. Двигательные занятия помогают развивать мышление, пространственное виденье, память, восприятие на слух и зрительно.
В дальнейшем родителям выдаются рекомендации, как взаимодействовать с ребенком. Целесообразность психологической реабилитации, ее приоритетные направления, оптимальные методические приемы определяются, прежде всего, тем, какие сферы психической деятельности оказались нарушенными и тем, какие психические функции следует восстанавливать и развивать в первую очередь.