Логопед

Принцип проведения занятий с логопедом-дефектологом в МЦ CORTEX

Система медицинской реабилитации в медицинском центре «Кортекс» эффективно стимулирует речевую активность детей с тяжелыми формами речевого недоразвития. Основными пациентами центра являются дети с перинатальной церебральной патологией, у которых постепенно, по мере созревания мозга, выявляются признаки повреждения или нарушения развития различных звеньев двигательного анализатора, а также психического, доречевого и речевого развития. Очень важно как можно раньше выявить нарушения психомоторного и речевого развития ребенка и организовать восстановительное лечение, т.к. формирование правильной речи происходит еще в раннем детстве: от 0 и до 4-5 лет. В будущем ребенок только пополняет свой словарный запас и употребляет новые конструкции грамматики, осваивает особенности написания слов в родном для него языке. Первые годы жизни являются периодом наиболее быстрого развития не только организма ребенка, но и его нервно-психической деятельности. Л.Н. Толстой писал: «За первые пять лет жизни я научился и познал гораздо больше, чем за все последующие годы». Речь — это не только способ общения с другими людьми, но и основа для успешного усвоения знаний. Поэтому то, как говорит ребенок, свидетельствует о его психическом и интеллектуальном развитии. Многие родители на недостатки речи своих детей реагируют достаточно спокойно и считают, что все образуется само собой. Однако, такое мнение ошибочно.

В медицинском центре «Кортекс» логопед-дефектолог проводит комплексное обследование речевого развития ребенка, консультирует и дает рекомендации, при необходимости составляет план дальнейшей коррекционной работы. Диагностика проводится при помощи логопедического тренажера «Дэльфа» комплексной многосторонней программы, по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей с речевой патологией. Логопедические занятия проводятся индивидуально по коррекции нарушений звукопроизношения и стимуляции речевой активности у детей с задержкой речевого развития. В медицинском центре созданы комфортные условия для проведения логопедического массажа, который показан при многих речевых нарушениях.

Основными задачами логопедического массажа являются:

  • нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата, в тяжелых случаях-уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезий;
  • активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих;
  • стимуляция проприоцептивных ощущений;
  • подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;
  • уменьшение гиперсаливации;
  • укрепление глоточного рефлекса;
  • афферентация в речевые зоны коры головного мозга для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи.

Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить мышечный тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. Дифференцированный массаж помогает в дальнейшем формированию и осуществлению произвольных координированных движений органов артикуляции, что служит основой коррекции произносительной стороны речи ребенка. 
Дифференцированный логопедический массаж, как часть комплексной медико-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств, предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. При тяжелых формах речевой патологии массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Логопед-дефектолог медицинского центра «Кортекс» по возможности обучает заинтересованных родителей элементарным приемам лицевого и артикуляционного массажа, а также пассивной артикуляционной и дыхательной гимнастик. Только совместные и планомерные усилия специалистов центра и родителей развивают речевую функцию у ребенка, позволяют достичь заметных результатов в формировании правильного произношения.