Психолог

Нейропсихологическая и патопсихологическая диагностика и коррекция в МЦ «CORTEX»

КОНСУЛЬТАЦИИ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ.

Автор Мальцева Алина Александровна, клинический психолог медицинского центра «CORTEX»

Психодиагностика и коррекция при ДЦП подразумевает проведение системы специальных мероприятий, направленных  восстановление (развитие, формирование) психических функций процессов, свойств, способностей, позволяющих ребенку адаптироваться в обществе, то есть направленных на восстановление и развитие психологических механизмов социальной интеграции.       

         Мозг человека устроен очень сложно, а его функции крайне разнообразны: он управляет и поведением, и обучением, и речью, и движениями, и чувствами, и мыслями. При детском церебральном параличе, спастические, и другие его формы вызваны повреждением головного мозга. У ребенка кора головного мозга дозревает к периоду полового созревания, поэтому если было поражение или недоразвитие ЦНС, чем раньше начнется коррекция и реабилитация, тем больше вероятности, что сохранные звенья, возьмут на себя функции пораженных участков коры головного мозга. Однако стабильное развитие головного мозга требует создания определенных условий. Окружающая среда, наполненная положительными эмоциями и спокойствием, располагает к своевременному и гармоничному развитию. В таких условиях у ребенка будет легче происходить стимуляция и активизация процессов развития мозговой ткани, чем ребенок младше, тем важнее программа психологической помощи.

Система психологической реабилитации состоит из следующих составляющих: психодиагностики и психокоррекции, в дальнейшем родителям выдаются рекомендации, как взаимодействовать с ребенком. Целесообразность психологической реабилитации, ее приоритетные направления, оптимальные методические приемы определяются, прежде всего, тем, какие сферы психической деятельности оказались нарушенными и тем, какие психические функции сле­дует восстанавливать и развивать в первую очередь.

Психодиагностика позволяет определить особенности актуаль­ного психического состояния и потенциальных возможнос­тей психического развития ребенка с ДЦП.

В процессе психологической диагностики детей и подростков с ДЦП соблюдается ряд основных принципов:

1. Психологическое обследование проводится в контексте деятельности доступ­ной ребенку с ДЦП: предметно-практической, игровой, учебной.

2. Важнен не только конечный результат выполнения тестового задания, а также способ работы ребенка, умение его переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение ребенка к зада­нию, собственная оценка его результатов.

3.  Психолог анализирует не отдельный симптом, а личность ребенка в целом.

Психодиагностическое обследование включает:

а)  оценку психомоторного развития;

б) оценку интеллектуального развития;                                                                    

в) оценку эмоционально-мотивационной сферы;

г) оценку характера и особенностей личности в целом;         

д) оценку поведения и психологических механизмов его регуляции.

В соответствии с вышесказанным производится выбор спосо­бов, методических приемов, тестов, посредством которых можно решить данные психодиагностические задачи.    

У детей с церебральными параличами нарушения в пси­хическом развитии находятся в тесной взаимосвязи с двигатель­ными расстройствами. Обездвиженность ребенка с церебральным параличом во многом мешает ему активно познавать окружающий мир. Положение многих детей с церебральным параличом бывает вынужденным, они подолгу лежат в одной позе, не могут изменить ее, повернуться на другой бок или на живот. Помещенные в поло­жение на животе они не могут поднять и удержать голову, в поло­жении сидя они часто не могут пользоваться руками, так как ис­пользуют их для сохранения равновесия и т.д. Все это способствует значительному ограничению поля зрения, препятствует развитию зрительно-моторной координации.

Психологическое обследование детей, страдающих ДЦП, позволяет осуществить их результативную реабилита­цию. Программа психологического обследования дает возможность разработать научно обоснованную, индивидуальную, и достаточно эффективную программу психологической реабили­тации ребенка, без которой невозможна его полноценная интегра­ция в общество.